Значение кастальский источник в большой советской энциклопедии, бсэ. Кастальский источник - Собственные произведения - Творчество - Медиатека - Young Adult - портал для поклонников молодежных серий Какими целебными свойствами обладает кастальский источник

Значение кастальский источник в большой советской энциклопедии, бсэ. Кастальский источник - Собственные произведения - Творчество - Медиатека - Young Adult - портал для поклонников молодежных серий Какими целебными свойствами обладает кастальский источник

Кастальский источник

Что есть такое мастерство?
Кому подвластен этот дар богов?
В чьих силах заставлять сердца звучать
и замирать в благоговейном страхе?
Рисуя звуки и слова, кто правит песнею богов,
Кто воспевает красоту, даря покой душе через стихи и звуки?

Солнце находилось в зените, поливая своим жаром простирающую внизу Фокиду, в то время как Дельфы утопали в зелени оливковых садов и терпком солоне бриза, доносившегося со стороны Ионического моря.
Я шла следом за гидом, стараясь держаться в тени растущих вдоль улицы персиковых деревьев. Исторический центр являл собой хитросплетение узеньких, словно зажатых в толще многовековых руин, улочек. Сложнейший лабиринт, единожды попав в который, навсегда отрекаешься от реальности, потому что уже не можешь разорвать связывающие по рукам и ногам вехи истории, отвергнуть простирающиеся со всех сторон руки-ветки диковинных кустарников и отказаться от волшебной сказки, донесенной сквозь прах веков истинным сыном Греции – Гомером.
Все здесь, начиная от каменного булыжника, выстилающего улицы Старого Города и заканчивая плоскими крышами домов, искрящихся в слепящим солнце Средиземноморья, было пропитано историей, мифами и легендами, прорастающими словно сорняки сквозь предрассудки и малодушное отрицание прошлого, что так присуще современному человечеству.
Здесь все еще жила сказка, пульсирующая силой и неистребимой жаждой жизни…
- А вот это, - миловидная женщина-гид указала рукой на раскинувшийся перед нами склон, - Парнас. Священная гора, связанная подобно Олимпу, Геликону и Киферону с мифическими сказаниями.
- О-о-о… - заворожено протянул мальчишка лет десяти, идущий справа от меня. – А правда, что здесь раньше находился Дельфийский Оракул?
- Правда, - мягко улыбнулась женщина. – Но он не дошел до нас в первозданном виде.
- Я читал про него! – радостно воскликнул ребенок. - Это прорицалище при храме Аполлона. Согласно легендам, он был основан богом солнца на месте его победы над чудовищным змеем Пифоном.
- Верно. Но Парнас знаменит не только этим, - аккуратно вернула себе внимание туристов рассказчица. – В первую очередь это горная цепь, высшей точкой которой является Дельфийский Парнас, с вершинами Тифорея и Ликорея, вследствие чего он называется двухвершинным. Некогда здесь находился известный Кастальский источник, посвященный Аполлону и музам, вследствие чего и сам Парнас считался местопребыванием муз…
- Муз? – вмешалась в рассказ молодая девушка, идущая впереди меня. – Неужели тех самых?
- Да, - женщина остановилась и пригласила нас встать полукругом, собираясь поведать о неземных созданиях и покровительницах искусств.
- Они считались дочерьми бога Зевса и титаниды Мнемосины, а также женщинами небесной красоты, которым поклонялись ученые мужи и деятели искусства Древней Греции.

Моя голова соскользнула с руки, и я больно ударилась носом о деревянную поверхность стола.
- Вот ведь… Блин!
Протерев глаза, я огляделась по сторонам: знакомая с детства комната, потемневший монитор компьютера и тускло светившая в углу над кроватью лампа.
На часах три утра.
Размяв затекшую после сна шею, я толкнула пальцем мышку, и из черного небытия мне навстречу выплыло белое окно ворда.
«Вижу звуки», - нагло заявило заглавие рассказа.
- Щас прям, - парировала я. – Кто из нас двоих и видел звуки, так это я.
И хитро улыбнувшись, стерла прежнее название.
Теперь мне было о чем поведать читателю и, коснувшись пальцами клавиатуры, я набрала первое предложение.
«Солнце находилось в зените, поливая своим жаром простирающую внизу Фокиду, в то время как Дельфы утопали в зелени оливковых садов и терпком солоне бриза, доносившегося со стороны Ионического моря…»

Сноски:

Фокида (греч. Phokís), область в средней Греции. В древности на территории Ф. известно не менее 22 городов, среди которых наиболее знамениты Дельфы и Элатея.
Дельфы (греч. Delphoí), древнегреческий город у подножия горы Парнас в юго-западной Фокиды. Крупный религиозный центр с храмом и оракулом бога Аполлона.
Ионическое море, центральная часть Средиземного моря, между юго-западным берегом Балканского и юго-восточным берегом Апеннинского полуостровов и островами Крит и Сицилия.
Геликон (греч. Ελικώνας) - гора в Беотии (Греция), неподалеку от Коринфского залива. Высота - 1749 метров.
Киферон - знаменитая своими пещерами гора, считалась местом эриний и нимф.
Дельфийский оракул – храм, находившийся на южном скалистом склоне Парнаса на высоте 700 м над уровнем моря.
Чудовищный змей, порождение Геи и Тартара. Пифон опустошал окрестности Дельф и сторожил древнее прорицалище Геи и Фемиды в Дельфах.
Мнемозина (др.-греч. Μνημμοσύνη) - богиня, олицетворявшая память, титанида, дочь Урана и Геи (либо Зевса и Климены).
Гея (др.-греч. Γαία, диалектные формы Ге Γῆ либо Га) - древнегреческая богиня земли.
Айрин – старинное греческое имя. Правильно произносится с ударением на последним слове: АйрИн.
Маквис - (неправильная транскрипция фр. слова maquis) иначе маккия заросли вечнозеленых жестколистных колючих кустарников, распространенных в средиземноморье.
Цикламены (лат. Cýclamen) - род растений (цветов) из семейства Мирсиновые, относимый иногда к семейству Первоцветные (Primulaceae), и включающий в себя около 20 видов.
Каллиопа (греч. Καλλιόπη) - муза эпической поэзии. Получила имя от возглашения прекрасного слова (кален опа). Старшая дочь Зевса и Мнемосины.
Евтерпа или Эвтерпа («увеселяющая»)- муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с двойной флейтой или лирой в руках.
Мельпомена (др.-греч. Μελπομένη) -муза трагедии. Мать сирен. Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой
Талия, Фалия (греч. Θαλία, Θαλεία от θάλλω - цвету, разрастаюсь) - муза комедии и лёгкой поэзии. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове.
Эрато́ (греч. Ἐρᾰτώ , лат. Eratō) - муза любовной поэзии. Атрибут - кифара. Популярный образ и символ в искусстве.
Полиги́мния или Полимния -муза торжественных гимнов. Она покровительствует поэтам - писателям гимнов. Полигимния часто изображается со свитком в руках, в задумчивой позе.
Терпсихо́ра (греч. Τερψιχόρᾱ, лат. Terpsichorē) - муза танца. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.
Клио - муза истории. Изображалась со свитком папируса или футляром для свитков.
Ура́ния (греч. Οὐρανία), лат. Ūrania, Ūraniē- муза астрономии. Атрибуты - небесный глобус и циркуль.
Гекатомбейон (др.-греч. Ἑκατομβαιών, «месяц жертвоприношения (Гекатомбы)») - первый месяц аттического года (длился с 15 июля по 15 августа). На этот месяц выпадали важнейшие праздники и жертвоприношения в Афинах.
Аргест – восточный ветер, изображался юным богом, несущим людям земные плоды.

Каждый раз, когда мы бывали в Греции — «на родине богов и героев», как говорил об этой благословенной стране великий русский поэт А. С. Пушкин, нам всякий раз необычайно везло с погодой!!!

Вид на Пифийское ущелье, которое стиснуто горами и извивается, словно хвост древнего чудища Пифона, некогда жившего в этих местах и хранившего сакральные тайны земли. Место завораживает своей мрачноватой красотой и, действительно, здесь явственно ощущаешь всеми фибрами души и клеточками тела, нечто мистическое и запредельное.


Великолепная погода сопровождала нас по Дельфам неизменно, во все наши приезды в Дельфы. Мы сдесь бывали всегда в разгар зимы, которая известна повсеместно предрасположенностью к низкой облачности, плохой видимости, сырости, туману, дождям и снегу.

Поэтому в моем сознании зимние ненастья никак не корреспондировались с Грецией и тем более с Дельфами, пока случайно у кого-то в Интернете я не нашла такую для меня удивительную картинку Дельфийского святилища….

Дааааааа …. УЖжжжжжж… не позавидуешь этим горе-туристам, потому как все потрясные и захватывающие дух виды предгорий, ущелья, раскопок, и долины Кирры их миновали… в клубах плотного тумана…

1


Но зато как повезло тем, кто, несмотря на все превратности ненастья, удосужился дождаться такого уникального момента — двойной радуги над древнейшими развалинами (фото с мнтернета)

Только, оказавшись здесь, на месте таинств и священнодействий оракула, проникаешься осознанием того, что Дельфы — воистину, одна из самых драгоценных жемчужин в мировом историческом наследии и пониманием того, почему древние греки почитали эту долину как священную. Как, впрочем, и все, что связано с Дельфами даже и сегодня греками воспринимается с неким священным трепетом!!!

Развалины огромного храмового комплекса в сочетании с окружающей природой и сейчас производят неизгладимое и незабываемое впечатление!!!

вид на угрюмые скалы Федриады и развалины храма Апполона.

Суровость и величественность, характерные для здешнего ландшафта, несомненно, сыграли свою роль в основании оракула. Дельфы — это один из важнейших культовых центров Древней Греции, поэтому путешествие к горе Парнас, правильнее было бы назвать паломничеством, как и в стародавние времена.

В древних Дельфах находился храм Аполлона, и прежде чем принять какое-либо важное решение, греки отправлялись принести богу жертву и послушать, что скажут жрица и оракул,- и без такого жертвоприношения и гадания в Дельфах в Греции не начиналось ни одно дело.

Сам Александр Македонский, как и его отец — Филипп II, ходил в Дельфы перед началом своего индийского похода.

Вера в могущество дельфийского оракула была столь велика, что греки буквально считали Дельфы «пупом земли».

И не без оснований.

на фото ниже — пуп земли — Омфалос из музея Дельф — возможно, тот самый, что якобы некогда «упал с неба»

Согласно легенде, два орла, выпущенные Зевсом в разных концах света — на востоке и на западе — встретились над склонами горы Парнас, в тот же момент с неба упал конической формы камень, который и обозначил центр Вселенной. Пуп земли в самом что ни на и есть прямом смысле этого слова

нынешний ПУП, кторый стоит именно на ттом самом месте, где он упал по историческим имточникам и, где его расскопали

Перефразируя известный афоризм, скажем, что «в каждом мифе, лишь доля мифа…" И у ПУПа Земли есть своя глубинная архаика.

Дельфийский пуп олицетворяет космический центр, из которого питается вселенная. Это убежище. Символ катарсиса и способности отвращать несчастье. Место, где сообщаются три мира. Каждое священное место — это пуп. Точка, из которой разворачивается не проявившееся еще пространство

Пуп — центр мира, подобно тому, как Солнце — центр вселенной. Так же Пуп — символ земли и всякого рождения, часто описывается как гора или остров, поднимающийся из вод хаоса. Не случайно и форму он имеет полусферы — половины яйца. Это место встречи Неба с Землей. «То, что жители Дельф назвали омфалом, было сделано из белого камня и рассматривалось как центр земли» — так Павсаний (X, 16, 2) описывал ПУП при своем посещении Дельфийского оракула


История и мифы в Дельфах настолько плотно переплетены друг с другом, что их невозможно отделить друг от друга. Именно здесь в Дельфах тебя настигает понимание того, что мифы — это некогда реальные события, только за давностью времен получившие статус мифов и легенд.

Поэтому чтобы начать рассказ о возникновении Дельф уже даже и не знаешь, какое слово будет правильнее употребить «история» или «легенда». Ну, как бы там ни было, на самом деле, мы пойдем традиционным путем…

http://ru.wikipedia.org/wiki/Зевс

Мифы и легенды о возникновении Дельфийского оракула

С происхождением дельфийского оракула связано несколько мифов, логично перетекающих друг в друга.

Изначально оракул, как и ПУП, принадлежал богине земли Гее. Породив от Тартара чудище Пифона (Питона), или Дельфиния-ию (по другим данным это была особь женского полу — что, кстати, скорее всего), Гея поставила свое уродливое детище главной хранительницей всех древнейших тайн Земли. А место стало называться Пифон или Дельфы, в честь обитавшей здесь гигинтскоой змеици или драконихи, которая верой и правдой служила своей прородительнице-богине — Гее.


В это время Зевс закрутил роман со смертной женщиной Лето (лат. Latona), которая вне брака понесла в себе плоды их любви. Егойная наиревнивейшая жена — Гера, возненавидела свою очередную соперницу и задумала её погубить. Всячески преследуя Лето-Латону, Гера подбила Пифона безконца беспокоить, а, по возможности, и уничтожить без суда и следствия Лето, коротая скиталась на сносях по всей земле, лишенная возможности родить…

Пифон, испепеляя земли, уничтожал людей и все живое в округе, сеял разорение, смерть и страдания.

Как только не без помощи богинь Лето-Латона разрешилась от бремени сыном Аполлоном, который вышел на свет следом за своей сестрой Артемидой, то в его лице она приобрела могучего заступника. Будучи всего пяти дней от роду, Аполлон прибыл на эту наследованную по линии матери землю — Гея вручила Дельфийский оракул дочери Фемиде. Та передала его сестре Фебе, от которой он перешел к — внуку Аполлону). Здесь Аполлон, защищая себя и свою мать, убил чудище, пронзив его не знающими промаха золотыми стрелами, подаренными ему при рождении божественным кузнецом Гефестом.


Так как после уничтожения Пифона, с незапамятных времен охранявшему вход в прорицалище, Аполлон стал хранителем сакральных знаний земли, поэтому он, в темпе достойном богов, обучился искусству прорицания у Пана и овладел оракулом. Таким образом в Дельфах, как в прочем, и во всей Ойкумене завершилась смена власти: тёмные хтонические пророчества сына Земли уступили место воле Зевса, отца богов и устроителя нового, Олимпийского космического порядка, выразителем которой стал выступать «метатель солнечных лучей». После поражения дракона Аполлон собрал его пепел в саркофаг и, во искупление убийства чудища божественного происхождения, учредил поминальные игры в его честь — Пифийские игры. В память об этом событии Аполлон так же получил эпитет Пифийского.

Аполлону, чтобы заведовать тайным знанием, которое логично стало его трофеем после победы над Пифоном, необходимы были все атрибуты культа — храм, жрецы и прочие служители культа и, само собой, проирицательницы — Пифии. Он, со свойственной богам изобретательностью, организовал все это. Именно Аполлон — бог солнечного света, покровитель искусств, златолукий и златокудрый талантливейший менеджер, собственно, и раскрутил Дельфы до мирового уровня тех времен. Пройдя по этой ссылке, можно очень подробно ознакомиться со всей легендой деятельного бога муз и поэзии — Аполлона, который обеспечил Дельфам непреходящую славу и подлинное величие.

http://www.greekroman.ru/apollo.htm

Главной и самой известной прорицательницей оракула при Гее была нимфа Дафна, ставшая предметом неотступных домогательств чрезмерно любвеобильного Аполлона. И чтобы сохранить нетронутыми свою преданность вере и, соответственно, свою девственность, Дафна, преследуемая Аполлоном, в самый ответственный момент взмолилась и превратилась в дерево — лавр, который Аполлон в знак своей первой любви сделал неотъемлемой частью культа Дельфийского оракула. Да и сам никогда не снимал с головы лавровый венок.

Рельеф местности и современные геологические открытия, традиция и данные археологии согласны в том, что для образования такого мощного Культа оракула-долгожителя на территории Дельф существовало достаточно веских и объективных предпосылок. И сам оракул появился здесь по крайней мере, с до микенской эпохи — это до1400-1100 до н. э.


Краткий экскурс в историю Дельф

Дельфийский оракул поражает воображение современных людей так же, как и древних. С XVI века до н. э. это был самый популярный греческий оракул, к которому стекались люди со всей Эллады и из-за ее пределов. Его престиж был настолько велик, что большинство эллинов после 500 года до н. э. считали, что оракул возник в первые дни сотворения мира. Каково бы ни было его происхождение, можно утверждать наверняка, что Дельфийский оракул быстро начал приобретать известность и привлекать могущественных и богатых посетителей из разных частей Греции. Как отдельные люди, так и целые города стали просить у него совета. Он приобрел необычайную известность в Элладе уже к 700 году до н. э.

По мере того как возрастало богатство оракула, учащались и вооруженные конфликты. В 596 до н. э. Афины и Сикион объявили Священную войну городу Крисе, жители которого владели дорогой к святилищу и обирали паломников, приходивших к божеству за советом. Город был разрушен, плодородные долины Крисы, прославленные своими оливковыми рощами, вошли в состав владений храма. Во время греко-персидских войн в 490-479 до н. э. оракул занимал поначалу неопределенную позицию, но, когда персы приблизились к Дельфам, бог чудесным образом вмешался, устроив землетрясение. На захватчиков обрушились обломки скал, так что до Дельф они не дошли. Святилище и его сокровищница понесли существенный урон во время 3-й Священной войны 355-346 до н. э., когда оракул и плодородные долины Крисы были захвачены и разграблены фокейцами. 4-я Священная война (339-338 до н. э.) дала повод вмешаться Филиппу Македонскому, в результате чего греческие полисы утратили свою независимость.

В 279 до н. э. в Дельфы вторглись галлы, но они, как утверждает традиция, подобно персам двумя столетиями прежде, не были допущены до святилища благодаря вмешательству Аполлона. Римский полководец Сулла конфисковал сокровища храма в 86 до н. э., чтобы выплатить жалованье солдатам, а об императоре Нероне сообщается, что он вывез отсюда в Рим 500 статуй. Тем не менее, когда ок. середины 2 в. н. э. Дельфы посетил Павсаний, весь священный участок представлял собой огромный музей скульптуры под открытым небом. Подробное описание Дельф, имеющееся у Павсания, позволило идентифицировать многие здания и памятники, обнаруженные в ходе раскопок.

Константин Великий, первый христианский император, перевез в Константинополь, наряду с другими памятниками, колонну, образованную тремя переплетенными бронзовыми змеями с золотым треножником наверху, которую греческие города возвели после победы над персами при Платеях в 479 до н. э., и установил ее там на ипподроме (где она и остается до сих пор, разумеется, без треножника, похищенного крестоносцами).

Почти тысячу лет пифия пророчествовала на дельфийских высотах. В 362 г. н. э. врач Орибазий по поручению римского императора Юлиана захотел узнать, как долго еще просуществует оракул в мире, обращающемся к христианству. Ответ содержал следующее пророчество: «Возвести царю, что благоустроенный дом пал! У Аполлона более нет прибежища, священный лавр увял. Навеки иссякли его источники, умолкло журчание воды». Около 390 г. оракул был разорен и закрыт императором Феодосием I. Язычники продолжали обращаться к оракулу вплоть до его официального закрытия в 390 н. э. императором Феодосием, который запретил все языческие культы в Греции.

Культ Аполлона и расцвет Дельф относят к VII-VI веку до н. э., однако последние обращения к дельфийскому оракулу были зарегистрированы уже в христианскую эпоху — в начале III века н. э. — это всего 1800 лет назад!!!

Землетрясения и камнепады разрушили святилище, постепенно Дельфы пришли в запустение. В средние века Дельфы были забыты и похоронены под обвалами камнепадов. В 7-м веке на развалинах Дельфийского оракула возник небольшой поселок, который и просуществовал до конца XIX века.

В XVII в. два ученых, Жак Спон и Джордж Уэлер, определили расположение Дельф. В XIX в. среди домов деревни Кастри, возникшей на руинах древнего святилища, производились несистематические раскопки.

Многовековое забвение Дельф окончилось, когда в 1862 г. император Франции Наполеон III предложил греческому правительству купить это место. В поддержку домогательств Парижа на монопольное владение Дельфами Наполеон III послал военную эскадру кораблей, которые некоторое время курсировали на траверзе бухты Итса. 25.04.1891 г. греческий король Георг предоставил французским археологам эксклюзивные права на раскопки в Дельфах. Это было совсем не то, о чем мечтал Наполеон III, но это подарило миру Дельфы, возродило интерес к их славному прошлому.

И только на исходе 19 века в 1892 г. французская археологическая школа в Афинах приступила к систематическим раскопкам, предварительно перенеся современную деревню на 1,6 км по склону к западу в сторону Амфисы. Таким образом, французская археологическая экспедиция раскопала таинственные руины Дельфийского оракула.

Сегодня эта территория считается археологическим заповедником и включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Благодаря этим трудам современных археологов и дошедшему до нас из глубины веков своеобразному путеводителю древнегреческого писателя Павсания (ок. 115-180 н. э.), очень подробно описывающего Дельфы, стало возможным идентифицировать многие здания и памятники, обнаруженные в ходе раскопок. Так и была сделана полная реконструкция Верхних Дельф, которая изображена в огромную величину сразу при входе в здание музея, прилегающего в левому краю открытой части Верхних Дельф.


Кастальский ключ

В древности каждому, прежде чем войти в святилище, необходимо было совершить омовение — точнее пройти обряд «очищения» в водах Кастальского ключа. Вода источника считалась священной, она очищала от скверны не только паломников, но и служителей культа

Кастальский ключ находится в ущелье Федриады, у подножия скалы, которая сегодня называется Флембукас, а в древности носила название Юампейя. Отсюда овраг переходит в ущелье Плистона, ныне — Медвежий овраг (Аркудоррема), где, согласно мифу, и было жилище Пифона, из-под земли пробивается Кастальский ключ, дающий начало потоку, который протекает восточнее святилища и впадает в реку Плейст, протекающую по ущелью.

Название своё ключ получил по имени нимфы Касталии, которую постигла такая же участь, как и её товарку нимфу — Дафну. Став очередной жертвой домогательств Аполлона, Касталия, чтобы сохранить нетронутыми девичью чистоту, предпочла броситься в воды горного ключа, ранее подаренного ей речным богом Кефиссом


Касталия стала священным источником Дельф, и ее вода играла важную роль в культе и функционировании Дельфийского святилища и оракула. Ею омывалась Пифия, мыли волосы жрицы Аполлона и служители храма, этой водой мыли и сам храм Аполлона. Здесь обязательно должны были омываться и теопропы (по-нашему — паломники), то есть люди, пришедшие за пророчеством, чтобы очиститься духовно. Они так же брали в этом ручье воду для окропления приносимых и приводимых ими жертв для поклонения божеству. Ко всему прочему, пилигримы приносили щедрые дары и к самому источнику, которые они оставляли здесь же у ключа — в скальной стене, где с этой целью еще в глубокой древности были вырублены ниши


Кастальский ключ в Древней Греции почитался, как священный ключ Аполлона и муз, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам. Он так же обладал способностью давать пророческую силу и считался символом поэзии, отсюда современное значение «Кастальский ключ» — источник вдохновения.

Так же сохранилась свидетельства, что воду Кастальского источника пили перед Пифийскими играми участники состязаний.

До нас дошли строки о Кастальском источнике безвестного древнегреческого поэта:

«В чистый храм божества вступи, о путник, очистив

Душу, коснувшись едва струй из источника нимф.

Добрым довольно и струйки одной, а негодного мужа

И Океана всего воды не смогут отмыть».

Вода из Кастальского источника посредством водопровода подавалась в одноименную купальню, которая находится между теменосом Аполлона и древним гимнасием Дельф


Первый водопровод был сооружен ок. 600-590 гг. до н. э. у древней дороги, и именно его мы видим сегодня рядом с современной автомобильной дорогой. Нижняя Касталия, как еще называется эта купальня, представляет собой прямоугольное сооружение размерами 8,20 м х 6,64 м, с прямоугольной искусственной чашей, с системой водопроводов и кранов. Перед ней находился вымощенный плитами двор, к которому вела лестница из трех-четырех ступеней. Вода попадала из источника в водопровод, который был тщательнейшим образом скрыт под землей. В последующие века, до римской эпохи, источник неоднократно перестраивался и ремонтировался по мере необходимости.

Так источник выглядит сегодня. В левой стороне видны ступеньки, ведущие вверх к более позднему отводу источника.

Новый его отвод — Касталия Скальная, датируется 921; в. до н. э., и именно ее видел и описал путешественник Павсаний.

Она находится на 50 м выше архаической купальни и располагается ближе к источнику. Для ее сооружения потребовалось убрать часть скалы шириной более 11 м и высотой более 12,5 м. В образовавшихся отвесных стенах были выбиты ниши для подношений верующих нимфе Касталии. Самая большая из этих ниш была во времена турецкого владычества превращена христианами в церквушку Иоанна Предтечи. Под нишами в скале была высечена узкая, но длинная ванна длиной 10 м, а шириной 0,5 м, в которую вода из источника поступала по скрытому водопроводу. Эта ванна была под навесом, и один край ее открывался, так что была возможность ее чистить.

Сегодня это часть источника выглядит таким образом:


Фото этой же части источника ближе

Новейшая купальня была открыта в 1878 г., а архаическая — в 1960 г. На обоих памятниках были проведены консервационные и восстановительные работы.

Кастальский источник находится рядом с древним городом Дельфы на склоне священной горы Парнас. Он почитался как священный источник бога Аполлона и муз. Согласно древнегреческой мифологии, именно здесь Аполлон убил дракона Пифона, охранявшего вход в святыню, и завладел оракулом. Дельфийский храм с оракулом считался главным центром почитания Аполлона в древней Греции и самым авторитетным оракулом в античном мире.

По одной из версий считается, что свое название источник получил по имени нимфы Касталии, бросившейся в этот источник от преследовавшего её Аполлона. Источник обеспечивал питьевую воду и воду для жриц-оракулов, так называемых пифий, которые совершали здесь ритуальные омовения перед прорицанием. Древние паломники, прежде чем посетить оракула в святилище Аполлона, также совершали омовение в водах источника. По преданию, лишь убийцам было предписано совершать полное омовение, тогда как остальные могли вымыть только волосы. Водам Кастальского ключа приписывают лечебные свойства и эффект омоложения. Также священные воды считались источником вдохновения и особо почитались поэтами и музыкантами.

Два ключа, которые питал Кастальский источник, сохранились до наших дней. Они были обнаружены при археологическим раскопках в 1878 году (Верхняя Касталия) и в 1960 году (Нижняя Касталия). Нижняя Касталия была построена приблизительно в 600-590 гг. до н.э. рядом с древней дорогой. Она представляет собой прямоугольное сооружение с каменным бассейном, в который вода поступала из источника через трубопровод скрытый под землей. Дворик вымощен плиткой и оснащен каменными лавками. Сегодня эта купальня хорошо просматривается с автомобильной дороги. Верхняя Касталия датируется первым столетием до н. э. и построена в скале со специальными нишами для даров.

В современном языке словосочетание «кастальский источник» означает источник вдохновения.

Кастальский ключ, Касталия - родник на горе Парнас, около Дельфов в Греции, посвящ. в древности Аполлону и музам. Водой К. и. омывались паломники перед вступл. в Дельфийский храм и прорицательница пифия перед началом своих прорицаний. В антич., гл. обр. рим., лит-ре К. и. приписыв. свойство вызывать у поэтов творч. подъем.

  • - Каста́льский Александр Дмитриевич, композитор, хоровой дирижёр, исследователь русского фольклора. Из семьи священнослужителя. В 1876—...

    Москва (энциклопедия)

  • - Александр Дмитриевич выдающийся русский духовный композитор...

    Православный энциклопедический словарь

  • - ред-изд. журн. "Детск. магазин" 1824-1825 гг. {Венгеров} изд. и редактор журнала "Детский магазин", 1824-25 г. Прибавление: , Иван Дмитриев., 6 кл., отст. адъюнкт-профессор, писатель...
  • - авт. брошюр по муниципал. вопросам...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - авт. самоучителей церковного пения, духов. композитор, директ. Моск. синод...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - авт. расск. и стихотв. ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Дмитрий Иванович - протоиерей в Москве, напеч. ряд статей в духовных журналах и книгу "О богослужении" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Александр Дмитриевич, советский композитор, деятель хоровой культуры и музыкальный фольклорист. В 1893 окончил Московскую консерваторию...
  • - родник на горе Парнас вблизи Дельф. В Древней Греции К. и. почитался как священный ключ бога Аполлона и муз, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Александр Дмитриевич, композитор и фольклорист. Способствовал развитию русской хоровой культуры. В культовых сочинениях возрождал древние формы знаменного распева. Литургия Святого Иоанна Златоуста...

    Современная энциклопедия

  • - родник на горе Парнас, близ Дельф в Греции. В Др. Греции почитался как священный ключ Аполлона и муз, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Книжн. Источник вдохновения. Цветёт Парнас! Пред ним, как в оны годы, живой струёю бьёт. Ключа Кастальского питомец и классик с головы до ног! волною вдохновенья в степи мирской Изгнанников поит...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Из древнегреческой мифологии. Покровитель искусств бог Аполлон однажды воспылал страстью к нимфе, которую звали Касталия, но она его любовь отвергла...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Каст"альский кл"...
  • - Каст"альский кл"...

    Русский орфографический словарь

  • - Источник вдохновения, находившийся на горе Парнасе...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Кастальский источник" в книгах

Из книги Это мы, Господи, пред Тобою… автора Польская Евгения Борисовна

VI. Источник Московское лето 1937 года было особенно знойным. В накал полудня запыленные улицы пустели, насколько пусты они могут быть в столице, и все-таки людские потоки текли и текли в Лаврушенский переулок. Там, в Третьяковке, открылась выставка Репина. Впервые в

Из книги Учение храма. Том I автора Автор неизвестен

ИСТОЧНИК ЗЛА Вы совершите прискорбную ошибку, если посчитаете членов разных Степеней и Орденов Белой Ложи за законченные, завершенные произведения Жизни – за подобные Богу совершенные существа. Пока эго сохраняет тело, – будет ли это тело духовным, астральным,

Из книги Наука Креста. Исследование о святом Хуане де ла Крусе автора Штайн Эдит

Из книги Мастер. Размышления о преображении интеллектула в просветлённого автора Раджниш Бхагван Шри

7. ИСТОЧНИК Возлюбленный Мастер,Смотри на луну, забудь указывающий палецВы должны видеть луну и забыть о пальцах. Не развивайте понимание, основанное на словах.Досточтимый древний говорил: «Будды втолковывали все премудрости, чтобы спасти все умы; у меня нет ума вовсе, так

Из книги Древняя Мексика без кривых зеркал автора Скляров Андрей Юрьевич

Где же источник? Итак, ольмеков из списка предполагаемых авторов высоких знаний смело можно вычеркивать. Но тогда где же источник этих знаний?… Кто их автор?…Уровень знаний, нашедших отражение в письменных текстах майя и глиняной коллекции в Акамбаро, явно превышает

Из книги Трактаты автора

35–36. Источник неповрежденной истины – церковный авторитет, основанный на авторитете апостольском. Рим как источник авторитета 35. Вызванные нашими требованиями к суду и изобличенные, все эти ереси, – появившиеся позже или современные апостолам (но равно противные их

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Глава 9 Пространство и время. Вселенная 1 и вселенная 2. Источник жизни 1 и источник жизни 2. Творец. Защитные механизмы вселенной Человек – мера всех вещей Протагор Данную главу нам необходимо начать со слов американского физика австрийского происхождения Фритьофа

Из книги Легенда о Вавилоне автора Ильинский Петр

ИСТОЧНИК Связь земли и неба город, и мы живем в нем. Из шумерских текстов При том минимуме места, который Библия уделяет Шумеру, поразительно, насколько точны сообщаемые ею сведения. В частности, начало человеческой цивилизации помещено Писанием именно в землю

Кастальский Александр Дмитриевич

БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Кастальский ключ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Кастальский ключ Из древнегреческой мифологии. Покровитель искусств бог Аполлон однажды воспылал страстью к нимфе, которую звали Касталия, но она его любовь отвергла. Спасаясь от Аполлона, она бросилась в ручей и в нем исчезла. Тогда в память о Касталии бог искусства

Из книги Ангелы среди нас автора Вирче Дорин

Божественный источник – единственный источник Многие используют чувство вины, чтобы манипулировать другими для достижения собственных целей. Они прибегают также к лести, умело подмешивая ее к чувству вины. Например, кто-то из ваших знакомых говорит: «Только ты можешь

Касталия (Кастальский ключ)

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Касталия (Кастальский ключ) Касталия (????????) – обильный источник на южном склоне Парнаса, в Дельфах, близ храма Аполлона. Его водою должны были омываться перед обращением к богу прибегавшие к нему за советом. Свое название источник получил, по некоторым, от Касталии, дочери

Из книги Сочинения автора Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс

35–36. Источник неповрежденной истины - церковный авторитет, основанный на авторитете апостольском. Рим как источник авторитета 35. Вызванные нашими требованиями к суду и изобличенные, все эти ереси, - появившиеся позже или современные апостолам (но равно противные их

Архимандрит Алипий (Кастальский), архимандрит Исаия (Белов) Догматическое богословие

Из книги Догматическое богословие автора (Кастальский-Бороздин) Архимандрит Алипий

Архимандрит Алипий (Кастальский), архимандрит Исаия (Белов) Догматическое



В продолжение темы:
Роды

В дни, когда под запретом мясо, раздумья на тему, что приготовить на ужин постного, зачастую становятся весьма мучительными. Особенно в том случае, если пост продолжительный....

Новые статьи
/
Популярные