Что делать, если ребенок все тянет в рот? Почему дети тянут в рот разные предметы, и насколько это опасно

Что делать, если ребенок все тянет в рот? Почему дети тянут в рот разные предметы, и насколько это опасно

Не так давно руки во рту у ребенка считались вредной привычкой, от которой родители должны были избавляться любой ценой. На сегодняшний день педиатры и детские психологи утверждают обратное: основная опасность заключается не во вредности сосания пальцев, а в причинах желания засунуть палец в рот.

Если сосательный инстинкт у крохи не удовлетворен, значит, ребенок будет постоянно тянуть руки в рот. Те малыши, которых кормят из бутылочки (сосать оттуда молоко намного проще, чем из груди матери), после трапезы сразу же тянут в рот ручки, чтобы удовлетворить сосательный рефлекс. Если малыша кормить грудью (по требованию малыша, а не по режиму), то тяга засунуть что-то в рот проявляется намного меньше, а чаще всего вообще отсутствует. Вы не указываете, на каком вскармливании ваш ребенок, поэтому можете просто понаблюдать за ним, как он ведет себя именно после кормления: тянет ли руки в рот или делает это просто так, без кормления.

Второй важный момент заключается в том, что посредством сосания пальцев малыши познают окружающий мир, т.к. сосательный рефлекс активизирует огромное количество природных процессов (пищеварение, метаболизм, мозговую деятельность, психологическое равновесие).

Существуют и другие причины тяги засунуть в рот ручки:

  • Малыш голоден и хочет просто пососать грудь матери или бутылочку, ведь помимо насыщения (это чувство приходит достаточно быстро), ребенку просто нравится этот процесс. Возможно, вам стоит подольше держать его у груди.
  • Появление первых зубок всегда связано с тем, что кроха тянет в рот не только пальчики, но и все то, что попадается ему под руку.
  • Малыши постарше сосут пальчики, когда обделены родительской любовью и вниманием.
  • Посредством сосания пальцев дети успокаиваются, ведь этот процесс приводит в равновесие их нервную систему, снимает нервное возбуждение и оказывает успокаивающий эффект.

Как отучить ребенка брать руки в рот?

В данном случае все зависит от возраста вашего ребенка и от способа вскармливания (искусственное кормление или грудное).

  • Грудных деток до года никак нельзя отучить тянуть пальчики в рот. Попробуйте давать ему больше возможностей сосать грудь, удовлетворяя его сосательный рефлекс. Если ребенок - искусственник, то придется искать такую соску, из которой ребенку будет сложнее сосать. Увеличится время сосания, а сосательный рефлекс будет удовлетворен, и ему не захочется брать в рот пальчики.
  • Когда малыш достигнет хотя бы полугодовалого возраста и не перестанет тянуть руки в рот, попробуйте отвлекать его другими предметами. Это могут быть любые игрушки, конструкторы, пазлы и т.д. Главное, чтобы вы внимательно следили за ним и не давали мелких деталей, которые можно засунуть в рот или нос.
  • Когда дети тянут руки в рот в более старшем возрасте, значит, они пытаются успокоиться. Ищите варианты выхода из этой ситуации с помощью других методов. Успокоить его можно через разговоры, чтение. Часто дети тянут руки в рот при просмотре телевизора. В этот момент дайте ребенку в руки резиновый мячик.

На данный момент у вас нет никакой необходимости отучать ребенка от того, чтобы он засовывал руки в рот. Посоветовавшись с педиатром, попробуйте просто давать ему возможность дольше сосать бутылочку или грудь. О важности удовлетворения сосательного рефлекса говорилось ранее. Также проверяйте ротик на предмет прорезывания зубок, ведь это тоже может быть вероятной причиной.

Главное, не совершайте распространенных ошибок (не кричите на ребенка, не бинтуйте пальцы, не одевайте никакие варежки, не намазывайте пальцы чем-то горьким). Малыши по-настоящему страдают от таких мер воспитания, а "изобретательные" родители предвкушают положительные результаты.

С уважением, Наталья.

http://www.domotvetov.ru

С момента публикации моих постов о занятиях с Алисой, я часто получаю вопросы - а ваша малышка не тянет в рот игрушки или другие предметы?

Мой ответ - конечно Алиса, как и другой нормально развивающийся ребенок, все пробует на вкус и тянет в рот!


В этом посте, я попытаюсь успокоить всех мамочек, которые обеспокоены по этому поводу.

С момента рождения и по мере своего роста, человек проходит определенные этапы/стадии развития.

Существует много возрастных периодизаций развития, но наиболее ясно и четко, на мой взгляд, нашу с вами ситуацию объясняет точка зрения Зигмунда Фрейда.

Он выделяет 5 основных стадий развития:

1. оральная (0-18 мес)

2. анальная (18 мес-3 года)

3. фаллическая (3 года- 6 лет)

4. латентная (9-12 лет)

5. генитальная (период полового созревания)

Пусть вас не пугают такие громкие на первый взгляд этапы)

Итак, наши с вами малыши, пробуя все на вкус, находятся в оральной стадии развития. Основным и единственным (на данный момент) источником знакомства с окружающим миром является рот. Их пальчики еще неуклюжи, и поэтому, наиболее четкие и ясные представления о предмете, кроха получает лишь, попробовав ее на вкус.

Что мы можем сделать. чтобы помочь ребенку пройти эту стадию без потерь и застревания?

Все очень просто! Нужно показывать малышу своим примером, что твердый камешек интереснее повертеть в руках, рассмотреть его глазками, чем тянуть в рот, а потом выплевывать грязь и песок, которые к нему прилипли.

Есть масса пальчиковых игр, которые способствуют развитию тактильных ощущений. Играйте в них с малышом и в дальнейшем руки для него выйдут на первое, вполне самодостаточное, место, когда он будет знакомиться с новыми предметами.

Очень важно, даже в таком нежном возрасте, чтобы малыш четко разграничивал вещи, которые можно и нельзя тянуть в рот. Причем запрет не должен оставаться авторитарным «нельзя». Обязательно объясните ребенку (на доступном для него уровне) почему нельзя, и тут же предложите альтернативу. Например: «Палочки тянуть в ротик нельзя, потому что они грязные, невкусные, ты можешь ими подавиться. Давай мы палочку подержим в руках, а я дам тебе печенье или баранку, если ты хочешь что-то пожевать».

В процессе воспитания очень важна последовательность и постоянность требований, запретов и разрешений. Если палочку/книжку/ручку нельзя брать в рот сегодня, то нельзя и завтра. И не разрешает это делать не только мама, но и папа, и бабушка, и т.д. Тогда ребенок очень быстро все поймет и перестанет брать в рот ненужные предметы.

Наша с вами задача - набраться терпения и быть внимательным к тем предметам, которые окружают малыша. Заранее нужно убрать из зоны доступа и видимости все предметы, которые (на ваш взгляд) не должны оказаться во рту у крохи. Окружите его тем, что не навредит и не причинит малышу вреда.

Например, до года, у нас были не деревянные кубики. а мякиши. Да, Алиса их тянула в рот, облизывала - но для меня это не было трагедией. Я их часто стирала и опять ей выдавала). Также у нас была обычная пластиковая пирамидка, позже я познакомила ее и с деревянной. Окружите малыша теми игрушками, которые можно помыть, прополоскать и постирать.

Нужно отметить, что возрастные рамки 0-18 мес, это условные обозначения. Сейчас Алисе 19 месяцев - и ни одна игра не проходит без пробы на вкус. И в песочнице, мы иногда норовим попробовать песок. Но я для этого и рядом - чтобы предотвратить, предостеречь и предупредить.

Ну а если вдруг песок попадет в рот? И что? Да ничего! Прополоснули рот водичкой, поплевались и решили, что он все-таки "кака", которую не стоило пробовать. И больше, она в рот песок не "потянет".

Я не стала останавливаться на других этапах развития, но если вам интересно, то могу написать о каждом подробнее.

Вот вам еще пара фото, где мой ребенок в оральной стадии развития)


Ну и просьба - понравился пост - "лайкните" или коммент оставьте)

Плюс, конечно, но в жизни не так все идеально)) Мой младший как начал в 6 месяцев песок есть, так до сих пор и ест. 2 месяца я держала его руках, чтобы не доставал. но, блин, это нереально. отпустила, подумала, поймет, что не вкусно и не станет.

нее, ему вкусно! ЕСТ песок! сейчас ему полтора. ЕСТ песок. И камни. И землю. Все ест. Невозможно каждую секунду смотреть на него. потому что он сделает вид, что играет, а как только я отвернусь - ЕСТ!
Он, простите, какает чистым песком!

никакие нельзя или бдительность не работают. он просто ест песок!

Может не хватае каких-то микроэлеметов? Кремния, например? Это ведь уже не познание через рот, а желание скушать.

еще как совет (на своем опыте узнали, что это очень удобно), сразу же научила ребенка показывать язык (говоря при этом "покажи, что во рту) и если даже ребенок взял что-то в рот, я сразу просила показать, что во рту и он с радостью показывал, а я сразу же забирала))))))))во всяком случае, я всегда была спокойна, что смогу сразу достать и не переживала, хотя и смотрела 24 часа в сутки. у нас конструктор мякиши совсем не пошел, он его как собачка брал в рот зубами, переносил и выплевывал, а самой роли конструктора он не играл. на мой взгляд, более удобны обычные пластиковые конструкторы (российские такие), где есть разные фигуры и из них можно хоть поезд, хоть дом, хоть гараж построить. просто ставя друг на друга, у нас это просто мастхэв, и его и стирать не нужно, просто кинул в ванную вечером вместе с ребенком, он его сам и помыл))) мякиши так и валяются как воспоминание о той игре в "собачку")))

а вообще родителям надо спокойнее относиться, быть рядом, но не охать и ахать, если ребенок что-то взял в рот. а давать пробовать различные текстуры, объясняя и рассказывая, тогда ребенок попробовал раз, не потянет снова в рот, он уже будет знать, что это (тоже на своем опыте поняла)

Мы из мякишей не строили ничего) А только в рот тянули) У нас Алиса тоже достаточно быстро выплевывать научилась - и прям счастье для меня)

Насчет спокойствия родителей - полностью согласна.

Спокойные родители - спокойные дети.

хотя я такая по жизни паникерша. это ужас. если испугаюсь вскрину так - что вокруг все седеют от страха. с ребенком научилась спокойствию (не всегда, конечно, но уже в 90 % случаях точно), даже если падает и коленку расшибает в кровь, подбегаю к нему и с интересом спрашиваю:" Чего нашел там интересного на асфальте?" Он начинает мне жестами объяснять, что вот мол шел-шел, споткнулся и упал, я начинаю удивляться (сама бегом вытираю там все салфетками дезинф.) и сижу поражаюсь, какой он молодец, что даже не плачет.

http://www.babyblog.ru

Сосательный рефлекс – это один из самых первых человеческих рефлексов, который обеспечивает выживание. Именно благодаря ему, новорожденный малыш четко знает, как правильно взять мамину грудь и какие действия нужно совершать, чтобы пошло молоко. Поэтому рот у ребенка это не только орган для питания, но и для осязания, самоуспокоения. Правда только до некоторых пор и границ, со временем сосательный рефлекс начинает угасать. Именно поэтому, когда пятилетний ребенок тянет в рот все . что попадается ему на глаза – это уже несет за собой риск психического заболевания. Сегодня же на namewoman.ru мы поговорим о тех случаях, которые являются нормой, но напрягают родителей, и о том как без вреда для любимого чада, постепенно изменить восприятие мира малышом.

Сосательный рефекс у маленьких гурманов

Интерес к окружающему миру у малыша появляется на 1-2 месяце жизни, а вот свои руки и их возможности ребенок обнаруживает немного позже – где-то в три месяца. Но именно с 30-45 дневного возраста ротик ребенка, помимо сосательной функции, выполняет еще и познавательную. Ведь малыш умеет получать информацию, пока что, только из этого источника. И, обнаружив у себя наличие рук, дети первыми их и отправляются в рот для проверки. Дальше в ход идут все предметы, которые оказываются в досягаемости: игрушки, одежда, даже мамины части тела. И это нормальный этап развития ребенка, через который он должен пройти. Задача родителей обеспечить малышу безопасность: все вещи, которые вы даете ребенку, должны быть чистыми, не иметь острых краев и мелких деталей.

Подсказка от ИмяЖенщина: совсем не обязательно, чтобы объекты, которые малыш будет исследовать ртом, были специально для этого предназначены (прорезыватель, резиновое кольцо и т.д.). Ваш малыш получит больше информации, если будет изучать различные на ощупь и вкус предметы . Нет ничего страшного, если ребенок пожует мамину футболку или погрызет папину линейку. Просто эти вещи должны быть чистыми и делать малыш должен это под присмотром взрослых, тогда никакие детские болезни из-за детской любознательности вам не грозят.

Ходим сами

Все вышеперечисленное очень легко делать и контролировать, пока малыш не научился передвигаться самостоятельно на двух ножках. С наступлением этого волшебного момента бедные родители как угорелые носятся за малышом в парке, оттаскивая его от урн, забирая из рук палки, камни, а еще хуже – окурки. Потому что все найденное ребенок норовит попробовать на зуб – и бананчик, и песочек, и кошкин хвост. И это нормально (в том смысле, что логично), поскольку именно таким образом он исследовал все новое до недавнего момента. Но уже ближе к году (средне статистически именно в этом возрасте малыши начинают ходить и большинство из них прощаются с грудным вскармливанием) ребенок начинает понимать, что кроме рта у него есть и другие части тела для осязания, сосательный рефлекс естественным образом притупляется. Именно в такой момент перед родителями становится очень важная задача – научить малыша правильно пользоваться руками, глазами, чтобы в ближайшем будущем он смог довольствоваться ими в процессе познания.

Как отучить ребенка все брать в рот

А очень просто! Показывайте малышу своим примером, что твердый камешек интереснее повертеть в руках, рассмотреть его глазками, чем тянуть в рот, а потом выплевывать грязь и песок, которые к нему прилипли.

Есть масса пальчиковых игр, которые способствуют развитию тактильных ощущений. Играйте в них с малышом и в дальнейшем руки для него выйдут на первое, вполне самодостаточное, место, когда он будет знакомиться с новыми предметами .

Очень важно, даже в таком нежном возрасте, чтобы малыш четко разграничивал вещи, которые можно и нельзя тянуть в рот. Причем запрет не должен оставаться авторитарным «нельзя». Обязательно объясните ребенку (на доступном для него уровне) почему нельзя, и тут же предложите альтернативу. Например: «Палочки тянуть в ротик нельзя, потому что они грязные, невкусные, ты можешь ими подавиться. Давай мы палочку подержим в руках, а я дам тебе кусочек хлеба, если ты хочешь что-то пожевать».

В процессе воспитания очень важна последовательность и постоянность требований, запретов и разрешений. Если палочку/книжку/ручку нельзя брать в рот сегодня, то нельзя и завтра. И не разрешает это делать не только мама, но и папа, и бабушка, и т.д. Тогда ребенок очень быстро все поймет и перестанет брать в рот ненужные предметы. А вот если в семье все как хорошо известные животные в басне Крылова, то и результата не будет.

http://www.namewoman.ru

Деринова Елена Александровна
к.м.н., врач-педиатр, психолог, доцент кафедры поликлинической педиатрии
Российской медицинской академии последипломного образования

Почему дети тянут в рот разные предметы и насколько это может быть опасно?

Стремление детей познавать окружающий мир в раннем детстве проявляется попытками все опробовать на вкус. Ротик новорожденного ребенка — первый ор-ган, с помощью которого малыш взаимо-действует с окружающим миром. Он с удовольствием обсасывает свои пальчики и кулачки. А как только малыш на-учился захватывать предметы, тут же тянет в рот абсолютно все, что попадает к нему в руки. Способ познания окружающего мира «через рот» - естественный процесс. На этом этапе развития губы, язык и слизистая оболоч-ка рта являются центральными органами, с помощью которых маленький человек осваивает мир. Поэтому все попытки отучить малыша от такой привычки, как правило, терпят крах, да и не являются необходимым элементом воспитания. Родителям же нужно направить свои усиления на то, чтобы отслеживать, что же именно оказывается во рту у их любознательного чада.

В чем же кроется опасность такого способа познания окружающего мира?

Во-первых , малыш, который еще питается жидкой пищей, может подавиться твердым предметом, а при вдохе этот предмет может попасть в дыхательные пути.

Во-вторых , повышается риск заражения инфекционными заболеваниями.

Игрушки, камни, кусочки дерева, обувь, в общем случае все, что может попасться на глаза юному исследователю, содержат на себе множество возбудителей самых разнообразных инфекционных заболеваний.

Есть еще одна проблема. Малыш может травмировать твердым предметом нежную слизистую, в свою очередь слюна ребенка раннего возраста обладает низкой рН и содержит недостаточное количество веществ, подавляющих рост болезнетворных микроорганизмов. Таким образом, создаются благоприятные условия для активного размножения бактерий и грибов. Поэтому достаточно частой проблемой детского возраста является стоматит. В зависимости от возбудителя, который его вызвал, различают вирусный, бактериальный, грибковый стоматит, либо стоматит смешанной этиологии.

У детей на первом году жизни нередко встречается кандидозный стоматит (молочница). Заболевание вызывается микроскопическими грибками Candida albicans. Они составляющая часть нормальной микрофлоры человека, часто обнаруживаются у здоровых людей на слизистых оболочках рта, желудочно-кишечного тракта, влагалища у женщин. У большинства новорожденных обсеменение кожи и слизистых грибами Candida albicans происходит уже в первые сутки жизни при прохождении младенца через родовые пути. При определенных условиях, благоприятных для гриба, они начинают активно размножаться, вызывая заболевание. При этом у малыша во рту можно обнаружить участки покраснения, белесоватые пленки на слизистой щек, небе, творожистый налет белого цвета на языке. Ребенок с трудом принимает пищу из-за болезненных ощущений, может отмечаться повышение температуры тела.

Чтобы избежать попадания твердых предметов в дыхательные пути, перед тем, как дать малышу игрушку, убедитесь, что она лишена мелких деталей, а если такие имеются, то они должны быть хорошо укреплены. Предлагайте ребенку игрушки, которые легко моются (из резины, пластмассы). Для любителей чтения можно приобрести специальные клеенчатые книги.

Пока ребенок не научился хорошо пережевывать пищу, следите за тем, чтобы ему в рот не попадали кусочки твердой пищи (яблоки, твердый сыр, колбасные изделия, леденцы и др.), а также орехи, семечки, попкорн, жвачка. Помните, все продукты, которые вы предлагаете малышу, должны быть тщательно вымыты, термически обработаны.

Для предотвращения инфицирования все игрушки, пустышки, соски, детскую посуду следует тщательно мыть, обеззараживать кипячением и пр.

При появлении у ребенка признаков инфекционного заболевания: беспокойство или наоборот, понижение его активности, повышение температуры тела, появлении рвоты, поноса и других изменений, необходимо незамедлительно обратиться к врачу-педиатру.

При обнаружении признаков кандидозного стоматита вашему малышу поможет педиатр или стоматолог.

В лечении кандидозного стоматита хорошо зарекомендовал себя раствор для местного применения Кандид , у которого не описано ограничения по возрасту. 10-20 капель раствора для местного применения Кандид наносим на ватную палочку или марлевый тампон и аккуратно обрабатываем все пораженные участки во рту малыша 3-4 раза в день. Уже на 3-е - 5-е сутки появится эффект, но лечение следует продолжить до окончания всего курса, определенного врачом.

Дорогие родители, следите за тем, что у вашего малыша во рту, и радость юного исследователя-первооткрывателя не омрачится никакими неприятностями!

Использованная литература:

1) Мазанкова Л.Н., Турин И.Е, Шальнева А.П. Кандидозный стоматит у новорожденных: новые подходы к лечению // Comsilium medicum. - 2004.-Т. 6, № 1. С. 29-31.

2) В.С. Лесовой, А.В.Липницкий, О.М. Очкурова Кандидоз ротовой полости (обзор) // Проблемы медицинской микологии - том. 5, №1 - 2003 г.

3) Официальная инструкция по медицинскому применению препарата Кандид - раствор для местного применения.

Имеются противопоказания, перед применением препарата необходимо проконсультироваться со специалистом.

Обычно эта особенность характерна детям, очень привязанным к пустышке. При ее отмене, они сосут пальцы, иногда не только рук, но и ног. Естественно, что это негигиенично. Микробы попадают не только в рот, но и в желудок, вызывая боли, отравление, расстройство стула.

Дети тянут руки в рот также из-за своего любопытства, так они познают окружающий мир.

Кроме пальцев, навкус пробуются иигрушки, бумага, края мебели, которую онможет лизнуть

Считается, что сосание пальца успокаивает малыша. Благодаря этому он быстрее засыпает. Поэтому если эта тенденция проявляется только перед сном, то беспокоиться нет причин. Если же ребенок тянет руки в рот постоянно, и это происходит и во время игр, и во время кормления, стоит проанализировать саму семейную ситуацию.

Скорее всего, малыша что-то тревожит. Не стоит наивно полагать, что ребенок еще маленький и не понимает, ссорятся ли его родители. Малыш очень остро ощущает эмоциональную атмосферу в семье, и когда она накалена, пытается успокоиться, держа свою ладошку во рту.

Как отучить детей тянуть руки в рот

Каждый ребенок индивидуален, а потому к нему нужен особый подход. Однако существуют общие правила, как отучить малышей тянуть все в рот:

1. Переключение внимания. Как только ребенок стал сосать палец, сразу же отвлечь его на более интересное занятие. Например, рассказать потешку, взять на руки, сделать пальчиковую гимнастику.

2. Требовательная забота. Внимательно наблюдать за тем, берет ли ребенок что-то в рот. Требовательно объяснять, что так делать нельзя. Повторять замечания следует в твердой, но не грубой форме.

3. Шерстяная защита. Этот метод хорошо действует в прохладное время года. Можно одеть на руки малыша вязаные перчатки или варежки. Ребенку неприятна колючая шерсть во рту. Попробовав несколько раз шерстяную руку, он может отказаться от этой привычки. Некоторые родители по аналогии с этим методом мажут руки ребенка горчицей. Однако для желудка малыша такой способ слишком жесток. Можно отучить брать пальцы в рот, но получить детский гастрит, с которым будет намного больше проблем.

Дети обычно пробуют руки и окружающие предметы на вкус, но эта привычка обычно временная. При грамотном педагогическом подходе родителей от нее легко можно избавиться. Главное - терпение, забота, внимательное отношение к своему малышу.

Вашему ребенку уже больше года, но он продолжает тянуть в рот все, что попадется ему по пути. Многие мамы не знают, как быть в том случае, если ребенок тянет такие недопустимые вещи как камни окурки, острые предметы и т. д.

Главным занятием ребенка в возрасте года считается поисковая активность. В это время ребенок чувствует пусть небольшую, но, все же, зависимость от мамы и от других взрослых, ведь сейчас малыш уже может двигаться самостоятельно.

Правда, новые исследования и «подвиги» не всегда удобны маме, которая привыкла, что ребенок постоянно находится рядом, поэтому в обязанность родителей входит предварительная подготовка к активному движению ребенка.

Именно в это время необходимо начинать учить ребенка слушаться родителей, выдвигать малышу свои требования и объяснять правила и следить за тем, чтобы он их исполнял.

В этом возрасте малыш может не видеть еще опасности, которая исходит от внешней среды и может принять за игрушку любой предмет, который увидит. В это время, родители и должны проявить всю твердость характера. В это же время оба родителя должны выработать правила, по которым с этого момента и будут жить с ребенком в течение длительного времени.

Годовалому малышу довольно сложно объяснить что-то, он не понимает сути запретов, но, зато, малыш понимает, когда мама очень недовольна чем-то. В этом случае необходимо научить ребенка распознавать некоторые знаки, которые подает ему мама. Это могут быть некоторые короткие слова, покачивания головой, движения руками. Благодаря этим жестам и словам, ребенок должен понимать, что делать что-то не так.

Естественно, спокойно стоять и наблюдать, как малыш на улице подбирает камни и окурки мама не должна. Твердым голосом попросите малыша бросить то, что он поднял. Слова должны звучать коротко, ясно и твердо.

Необходимо приучать ребенка к тому, что только мама или папа может дать разрешение на то, что ребенок может взять незнакомый предмет. Отказ или одобрение должны выражаться одинаково, чтобы малыш мог сразу понять, что от него требуют.



В продолжение темы:
Роды

В дни, когда под запретом мясо, раздумья на тему, что приготовить на ужин постного, зачастую становятся весьма мучительными. Особенно в том случае, если пост продолжительный....

Новые статьи
/
Популярные