Водные богатства нашего края. Конспект урока "Водные богатства нашего края" (4 класс) Водные ресурсы домашняя работа окружающий 4

Водные богатства нашего края. Конспект урока "Водные богатства нашего края" (4 класс) Водные ресурсы домашняя работа окружающий 4

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану в учебнике; составлять план описания другого водного водоȅма (например, озера, пруда). Моделировать значение водных богатств в жизни людей, выявлять источники загрязнений, обсуждать рассказ «Бутылочная почва» из книги «Великан на поляне», участвовать в водоохранных мероприятиях в городе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия «река», «озеро», правила поведения на воде.

Уметь показывать на карте, глобусе реки, различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К. - формулировать своȅ мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения

Основные понятия и определения

«река», «озеро», правила поведения на воде.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем подробнее о водных богатствах родно-го края, об их значении в жизни человека, об их охране. Будем учиться описывать водные объекты своего края по предложенному или со-ставленному.

Вспомни, какие моря, озёра, реки есть в Рос-сии. Что ты уже знаешь о водных богатствах своего края?

самостоятельно плану.

Изучение нового материала

Водные богатства нашего КРАЯ

1.С помощью карты края и краеведческой литературы составьте список рек, озёр и других водных объектов вашего края.

2.По своим наблюдениям, а также с помо-щью карты и краеведческой литературы составь-те описание реки, озера, моря (в зависимости от того, что есть в вашем крае).

В качестве ориентира можете использовать план описания реки, приведённый в учебнике. Если будете готовить описание другого природ-ного объекта, составьте план самостоятельно.

План описания реки

1.Название.

2.Где находится исток реки.

3.Какое течение: быстрое или медленное.

4.Притоки.

5.Куда впадает река.

6.Как река изменяется в разные времена года.

7.Растения и животные реки.

8.Использование реки человеком.

9.Как люди влияют на реку.

10. Что люди делают для охраны реки.

3.Результаты работы обсудите в классе. Если потребуется, внесите поправки и дополнения в составленные вами список и описание.

ЗНАЧЕНИЕ ВОДНЫХ БОГАТСТВ И ИХ ОХРАНА

Велико значение рек, озёр, морей в жизни человека. Они украшают Землю, радуют нас своей красотой. Люди отдыхают на их берегах. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из рек и озёр люди берут воду, без ко-торой невозможно обойтись ни в быту, ни на производстве.

Осмысление и понимание полученных знаний

Река Вятка с высоты 300м

Река Вятка Исток

Река Пижма Тужинский район .

Рекама Молома

Водные богатства нашего края

1. Заполни схему. Приведи примеры водных объектов каждой группы.


2. Запиши, каково значение водных объектов в жизни людей.

Велико значение рек, озёр, морей в жизни человека. Они радуют красотой, люди отдыхают на их берегах, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из рек и озер люди берут воду, без которой невозможно обойтись ни в быту, ни на производстве.

3. Запиши причины загрязнения водных объектов.

  • Воду загрязняют заводы, фабрики, фермы.
  • В воду попадают химикаты, используемые как удобрения в сельском хозяйстве.
  • На берегу водоемов моют автомобили, мотоциклы, мопеды из-за этого в воду может попасть машинное масло, бензин.
  • Очень часто люди бросают мусор

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работы друг друга.

4. Напиши названия водных объектов местности, в которой ты живёшь. Укажи в скобках: искусственный или естественный это водный объект.

Ока (естественный), канал имени Москвы (искусственный), Клязьма (естественный), водохранилище Можайское (искусственный), водохранилище Рублёвское (искусственный), Москва река (естественный).

Презентация по окружающему миру 4 класс «ВОДНЫЕ БОГАТСТВА НАШЕГО КРАЯ»

Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ Бутурлиновская СОШ

Устименко Юлия Анатольевна


Карта Воронежской области

Найдите свой район на административно – политической карте Воронежской области.


Наша малая Родина – г.Бутурлиновка

Для России наш город – частица, А для нас он – родительский дом. И мы рады, что можем гордиться Малой Родиной, где мы живем!»


Какие виды водоёмов вы знаете?

РЕКА

ОЗЕРО

КАНАЛ

МОРЕ

ОКЕАН

РУЧЕЙ

ПРУД

БОЛОТО

ВОДОХРАНИЛИЩЕ


На какие группы можно разделить водоёмы?

ВОДОЁМЫ

Естественные

Искусственные

Создал человек

Создала природа

Река, озеро, море, океан,

болото, ручей

Пруд, канал, водохранилище


Части реки

Части реки.

Левый берег

Правый берег

На своём пути река встречает другие речки

и ручейки, которые впадают в неё и отдают

свою воду. Они называются притоками .

Если смотреть в сторону течения реки,

то справа будет правый берег,

а слева – левый.

Русло –это углубление, по которому

То место, где река впадает в другую

течёт река.

реку, в озеро или море, называют устьем .

У реки есть правый и левый берега .

Как их определить?

Как называют начало реки?

Что такое устье реки?

Что такое русло реки?


Какое значение имеют водоёмы для природы и человека?

Для питья и

приготовления пищи

Для хозяйственных

нужд человека

Дом для животных

и растений

Для работы

заводов и фабрик

Место отдыха


Карта г.Бутурлиновка

  • Рассмотрите карту г.Бутурлиновка, найдите и покажите водные ресурсы нашего города.
  • Как называется река в нашем городе?
  • Что вы знаете о ней?

Река Осередь в Бутурлиновке

Река Осередь - левый приток Дона. Течет с северо-востока на юго-запад по Калачской возвышенности и впадает в Дон в городе Павловске-на-Дону. Река начинается в 4 километрах к востоку от города Бутурлиновка в заболоченной балке. Общая длина равна 89 километрам. Левее реки Осередь на юг распространяются степи, а правее вдоль реки шириной 10–12 километров тянется Шипов лес. В нём преобладают преимущественно лиственные деревья, большей частью дубы.

р. ОСЕРЕДЬ

Шипов лес это памятник природы; наиболее значительная по площади 35,6 тысяч га - островная дубрава. Шипов лес имеет большое защитное и водоохранное значение - находится под охраной.

Наиболее заметные притоки слева, ручьи - Гаврило и Данило. Ледостав с декабря по март. Река протекает по условной границе степной и лесостепной зоны. Правый берег более высокий, достигает отметки 187 метров.


Лекарственные растения реки Осередь

МАТЬ - и - МАЧЕХА

МЯТА

БЕССМЕРТНИК

КРАПИВА

ПОДОРОЖНИК

ДУШИЦА




Как люди влияют на реку

1. Общее состояние реки далеко неблагополучное. Начатая очистка реки в 1984 году не завершена. Ил выброшенный на берег реки смывается с талыми и осадковыми водами обратно в реку, заиливая реку. В результате этого река обмелела, произошло заболачивание поймы реки, Осередь заросла осокой и камышом. Очистка реки проводимая в 2007 году несколько улучшила положение реки. На некоторых участках она стала более глубокой.

2. Также неблагоприятное влияние на реку оказывают нерадивые жители, выбрасывая бытовой мусор, металлолом, навоз на берег реки и непосредственно в саму реку

3. Некоторые автолюбители моют свои машины на берегу реки Осередь. Из-за чего нефтепродукты попадают в воду, тем самым загрязняя её.


Рефлексия

  • На сегодняшнем уроке я узнал..
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа с.Русаново

Орловского района Кировской области

Окружающий мир

4 класс

УМК «Школа России»

Выполнила:

Учитель начальных классов

Шалагинова К. В.

2017г.

Конспект урока.

Предмет : Окружающий мир

Класс: 4

Урок №: 23

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Тема: «Водные богатства нашего края».

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Кировской области, расширить и углубить природоведческие знания учащихся.

Задачи:

    Сформировать представление учащихся о естественных и искусственных водоёмах края.

    Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

    Воспитывать бережное отношение к природе; показать необходимость и способы охраны водоемов.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, в парах.

Средства обучения: Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. 4 класс 1 часть; рабочая тетрадь – Плешаков А.А. 1 часть; мультимедийный проектор; компьютер; физическая карта Кировской области; фотографии водоемов Вятского края; тест для проверки домашнего задания по теме «Поверхность нашего края», глобус.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

Осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию;

Осуществлять поиск необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование, структурирование знаний;

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности;

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные УУ Д:

Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению;

Ориентироваться в учебнике;

Планировать свои действия;

Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД :

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач;

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения;

Осознавать ответственность за общее дело;

Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Понимать значение знаний для человека и принимать его;

Иметь желание учиться, проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность;

Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознавать ответственность за общее дело.

Планируемые результаты:

Предметные : получат возможность научиться работать с учебником, картой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные : имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Ход урока

1. Организационный момент.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

2. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним, какой раздел учебника мы с вами изучаем? (Родной край – часть большой страны)

Что означает слово «край»?

Как называется наш край?

Что вы уже узнали о нашем крае?

Вот и сегодня нам предстоит узнать что-то новое и интересное о нашем крае, но сначала вспомним какую темы мы с вами изучили на прошлом уроке? (Поверхность нашего края)

Сейчас мы с вами выполним тест и проверим, а на сколько же баллов вы усвоили темы нового раздела (5мин). (Приложение 1 )

Я очень надеюсь, что каждый из вас справился с заданием. Сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте тест, ответы которого вы видите на слайде. (СЛАЙД 2) (Учитель вместе с учениками разбирает вопросы).

Поставьте оценки в соответствии с критериями Без ошибок – 5, 1-2 ошибки–4, 3-4 ошибки – 3, 5 и более -2.

Поднимите руку у кого нет ошибок. У кого 1-2 ошибки? У кого 3-4? У кого 5 и более?

Молодцы, кто справился с заданиями, кто нет, нужно еще повторить.

Кто хочет нам рассказать о поверхности нашего края?

- Как используют поверхность в нашем крае?

3. Мотивирование к учебной деятельности.

- А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки.

1) Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

2) Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто я такая?

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Странный вопрос возникает тогда:

Планета должна называться «Вода»?

Почему поэт предложил переименовать планету?

4. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Мы сегодня будем говорить не просто о воде и водоёмах, а о водных богатствах Кировской области.

Можно ли воду на Земле назвать богатством? Почему?

Сформулируйте тему урока. (СЛАЙД 3)

Какую цель мы поставим на урок? (СЛАЙД 4)

Что вам хотелось бы узнать по этой теме. Попытайтесь сформулировать ваши вопросы? (записать вопросы на доске) ( какие водоёмы бывают? На какие группы можно разделить водоёмы? из каких частей состоит река? Хочу научиться сравнивать водо ёмы. Какие водоемы есть в нашем крае?)

Сегодня мы познакомимся с некоторыми водоемами нашего края. Выясним значение их в природе и жизни человека. Узнаем, как нужно их охранять.

5. «Открытие» нового знания.

Ребята, посмотрите на глобус. Какого больше цвета не нем?

А что обозначено синим цветом? Да, ребята, синим цветом обозначена вода. А вы знаете, что 2/3 земной поверхности занимает вода?

А какая на вкус вода? (Пресная и соленая , разбирают эти понятия)

Какая вода в наших водоемах?

А где вода соленая? (в морях и океанах )

Сейчас вы назвали водоемы. Давайте разделим водоемы на 2 группы по их происхождению. (СЛАЙД 5)

На какие группы разделим? (естественные и искусственные)

Что это значит «естественные»? (Созданные природой)

Что значит искусственные? (Созданные человеком )

Что отнесем к естественным водоемам? К искусственным ? (СЛАЙД 6,7)

Все ли из естественных водоемов есть у нас в Кировской области? (Нет морей и океанов).

А как вы думаете, чего у нас на карте больше рек или озер?

Рассмотрите карту Кировской области . (СЛАЙД 8) ( Беседуют и работают по карте.) (Вывод, что рек больше) (СЛАЙД 9)

А какие части реки вы помните?

Давайте вспомним схему реки. (СЛАЙД 10)

    Как называют место, где река берет свое начало?

    Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, есть правый и левый берег. Притоки тоже бывают правыми и левыми) ( СЛАЙД 11)

Как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа-правый, слева левый).

Молодцы, вспомнили.

А расскажите мне, как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера? (Беседуют) (СЛАЙД 12)

Вода выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейков вода течет по уклону. Ручейки, соединяясь между собой, образуют …. (реки).

В реку впадают другие реки. Это ее притоки. Они обычно короче главной реки. Чем больше притоков, тем многоводнее река. Место, где река впадает в другую реку, море, озеро, называется..... (устье). Длина рек различна – от десятков километров до нескольких тысяч.

Скорость течения реки зависит от той местности, по которой она протекает. На равнинах течение реки плавное, в горах – бурное.

В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей, а также подземными водами. Много воды в реку поступает весной от таяния снега. В это время реки часто выходят из берегов, затопляют обширные низкие места, начинается половодье.

Зимой реки питаются за счет выхода подземных вод.

Какие реки Кировской области вы знаете? (Слайд 13 крупные реки Кировской области:Вятка, Кама, Молома, Пижма, Луза, Кобра, Чепца )

Посмотрим на притоки у главной реки Кировской области Вятки. (СЛАЙД 14)

Озера в отличие от рек не имеют ни истока, ни устья. (СЛАЙД 15)

Это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой. В одних озерах вода пресная, а в других – соленая. Озера также питаются подземными и поверхностными водами. Часто в них впадают реки.

А знаете ли вы, на берегу какой реки стоит город Орлов?

А какие реки протекают у села Русаново? (Мостовица – 11 км, Дубяна – 26 км)

Какие озера Кировской области вы знаете ? (Слайд 16) (Акшубень, Орловское, Мусерское, Лежнинское, Шайтан)

6. «Закрепление» первичного знания.

Давайте мы с вами поработаем в парах и сделаем задание в рабочей тетради. Стр.68 . Прочитайте задание. Что здесь нужно сделать? (Составить список водных объектов края)(реки, озера, болота)

Работаем с картой Кировской области. (Проверяют, учитель дополняет)

Физкультминутка

Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.

Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

6. «Открытие нового знания»

О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит, водоем - это место отдыха людей)

А еще что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики)

Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. Люди всегда стремились селиться около водоемов, по их берегам.

А всегда ли человек правильно обращается с водоемами?

Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами.

Как это может отразиться на рыбных богатствах?

Основной корм чаек – рыба. А если рыба больна и вымирает, что произойдет с этой цепью питания?

Давайте откроем учебники на стр. 146 и прочитаем статью «Значение водных богатств и их охрана».

Как взрослые и дети должны охранять водоемы?

В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где бывшая в производстве вода очищается и используется снова. Мы знаем, что вода – это растворитель. В ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Сейчас я предлагаю вам выполнить задание 2 на стр. 69 рабочей тетради. Прочитайте задание. (Составить схему «Значение водоемов в природе и жизни человека»). (Проверка) СЛАЙД 17

8. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

- Ребята, подумайте, а какие у нас есть экологические проблемы связанные с водоемами? (мусор, сточные воды, мытье транспортных средств, удобрения и ядохимикаты) (СЛАЙД 18)

Предлагаю вас составить памятку поведения у водоема. Как вы считаете, что самое главное мы с вами не должны делать, чтобы не загрязнять водоемы? С чем надо бороться?

ПАМЯТКА (СЛАЙД 19)

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.

9. Подведение итогов.

Молодцы ребята. Хорошо поработали на уроке. Давайте сделаем вывод и подведем итоги.

Посмотрите на вопросы на доске. На все ли вопросы мы ответили?

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Удалось ли нам достигнуть её.

Для закрепления полученных знаний, давайте мы с вами ответим на вопросы рубрики «Проверь себя» на стр.147 учебника. (СЛАЙД 20)

9. Рефлексия деятельности

Ребята, наш сегодняшний урок мне запомнился вашими выступлениями, умениями работать в парах, рассуждать, делать выводы. А чем вам запомнился урок? Что показалось вам более интересным?

Что на уроке получалось хорошо?

Над чем еще нужно поработать?

10. Домашнее задание. (Слайд 21)

Учебник стр.145-148

Раб.тетрадь стр. 68 №2(2), стр. 70 №3,4

Спасибо за урок!

Любите и берегите природу!

(Слайд 22)

Приложение

Тест по теме «Поверхность нашего края»

а) равнина; б) горы.

2. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется:

а) балка; б) холм; в) овраг.

3. Каким цветом на карте обозначены плоскогорья?

а) желтым; б) зеленым; в) светло-коричневым; г) коричневым.

4. Горы, созданные людьми, называют:

а) холмы; б) терриконы; в) плоскогорья.

5. Нижняя часть горы, холма – это:

а) подошва; б) склон; в) равнина.

6. Есть у оврага, холма и горы:

а) вершина; б) склон; в) подошва.

7. Углубление на земной поверхности с пологими, поросшими растениями склонами – это:

а) балка; б) овраг; в) озеро.

8. Каким цветом обозначены на карте низменности?

а) желтым; б) зеленым; в) светло-коричневым.

9. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров, – это:

а) гора; б) холм; в) терриконы.

Описание современных приёмов и методов, использованных в ходе урока.

Урок «Водные богатства нашего края» построен в соответствии с ФГОС, с применением информационно-коммуникационной технологией. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Родной край – часть большой страны» по курсу «Окружающий мир» 4 класс.

В ходе разработки урока были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему, цели и задачи определяют сами учащиеся, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На всех этапах урока присутствует мотивация, побуждающая ученика к действиям. Детям необходимо на протяжении всего урока использовать не только уже имеющиеся знания, но и находить новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования, а также соответствовал жизненному опыту.

При постановки вопросов и определении зданий на уроке учитываются индивидуальные особенности учеников, дается только положительная характеристика результатам их деятельности, что стимулирует и повышает их активность.

Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и является посильным для учеников 4 класса. Учебная информация является привлекательной для учащихся. За счет привлекательности содержания знаний и подачи материала, повышается возможность учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время используется эффективно, запланированный объем укладывается в рамки.

    Межпредметные связи: русский язык, технология (человек и вода)

    Форма контроля: фронтальная, устная, письменная.

    Форма урока: фронтальная, индивидуальная, парная.

    Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения (при определении темы, целей и задач урока) здоровьесберегающая (физкультминутка, посадка во время урока), информационно-коммуникационная (презентация)

    Методы обучения: словесные (рассказ, работа с книгой, беседа, объяснение), наглядные (иллюстрации, презентация), практические (самостоятельная работа).

    Приемы обучения: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный.

Моря, озера, реки - главные водные богатства планеты, благодаря которым поддерживается жизнь. Благодаря им происходит круговорот воды в природе, растения и животные получают живительную влагу, а человек решает все свои хозяйственные и промышленные нужды. Водные ресурсы - это щедрый дар природы, к которому нужно бережно относиться!

Водные богатства нашего края

Россия - очень большая страна, которая занимает внушительную территорию материка Евразия. На этой площади расположено очень много природных и искусственных водоемов:

  • более 2,5 млн. рек, среди которых активно используется человеком 127 тыс.;
  • 2 млн. больших и малых озер;
  • 30 тыс. водохранилищ;
  • 37 самых крупных водных систем;
  • 5 тыс. месторождений с подземными водами.

Но, несмотря на такое количество водных ресурсов, главное проблемой является их неравномерное распределение по площади страны. Это значит, что в какие-то регионы чрезвычайно богаты реками и озерами, а где-то их настолько мало, что остро чувствуется дефицит пресной воды.

Рис. 1. Водные артерии России.

Основные источники воды расположены на территории Сибири и Дальнего Востока. Однако в этих регионах проживает лишь 1/5 часть населения Российской Федерации, и здесь сконцентрирована наименьшая часть промышленного и сельскохозяйственного потенциала страны. В то время как в Приволжском, Центральном и Южном регионах, где проживает больше всего людей, находится только 10% от водных ресурсов страны.

Водные богатства нашей страны, в основном, размещены на крупнейших реках:

  • в Сибири - Обь, Енисей, Лена;
  • в Якутии - Колыма;
  • в России и Казахстане - Волга;
  • в России, Монголии и Китае - Амур;
  • в Тульской области - Дон;
  • в Красноярском крае - Хатанга;
  • в Вологодской области - Северная Двина;
  • в европейской части России - Кама (самый большой приток Волги).

Рис. 2. Река Амур.

Главная проблема водных ресурсов

Трудно переоценить значение пресных и соленых водоемов для природы и человека.
Водные объекты выполняют важнейшие функции:

  • снабжают пресной водой и пищевыми ресурсами (рыба, морепродукты);
  • обеспечивают транспортные перевозки по водным артериям;
  • снабжают водой промышленность и сельское хозяйство;
  • позволяют генерировать электрическую энергию.

С давних времен люди строили поселения поблизости от рек и озер. Со временем на берегах водных объектов вырастали большие города, а вместе с ними - фабрики, заводы, различные предприятия. Источники ценной пресной воды превратились в своего рода свалку, куда ежегодно выбрасывают тонны промышленных отходов.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 3. Загрязнение водоемов.

Халатное отношение человека к водным ресурсам очень пагубно сказывается на экосистеме водоемов: от загрязнения воды страдает рыба, водные животные, водоросли, водоплавающие птицы. К тому же запасов чистой пресной воды с каждым годом становится все меньше, а это может привести к серьезным последствиям для человечества.



В продолжение темы:
Роды

В дни, когда под запретом мясо, раздумья на тему, что приготовить на ужин постного, зачастую становятся весьма мучительными. Особенно в том случае, если пост продолжительный....

Новые статьи
/
Популярные