Стратегии образования в современном мире. Современная система отечественного образования стратегия развития кратко. Современные тенденции развития отечественного образования

Стратегии образования в современном мире. Современная система отечественного образования стратегия развития кратко. Современные тенденции развития отечественного образования

Выступление на педагогическом совете

Дата: 09.01.2014 год

Тема: «Стратегия развития современного образования»

В инновационном сценарии развития страны системе российского образования отведена особая роль. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года образование рассматривается как один из результатов инновационного развития и как необходимое условие для системных изменений во всех сферах жизнедеятельности государства. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование зависит благосостояние всех будущих поколений.

Каким же должно быть общее образование на современном этапе, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан?

Основная цель стратегии – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Соответствие требованиям инновационного развития и современным потребностям общества и каждого гражданина предполагает:

  • Определение требований инновационного развития к образованию;
  • Определение потребностей общества и каждого гражданина в области образования;
  • Установление необходимого или приемлемого соответствия образования этим требованиям.

Для достижения стратегической цели необходимо решить четыре основные задачи:

  • Обеспечение инновационного характера базового образования;
  • Модернизация институтов образования как инструментов социального развития;
  • Создание современной системы непрерывного образования;
  • Формирование системы оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы....

«Профориентационные стратегии в современном образовании на основе атласа новых профессий»

Внешкольная игра на основе Атласа новых профессий. Данная играпозволяет расширить границы представления о будущем, позволяет детям узнать о новых профессиях, которых еще нет. Но эти профессии уж...

Классное руководство, стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011-2020 гг. "Петербургская Школа 2020": формирование Петербургской концепции духовно-нравственного развития детей и молодежи.

Программа Четвертой региональной конференции."Бально-рейтинговая система (БРС)" оценки внеучебных достижений в контексте реализации Стратегии развития системы образования Санкт-Петербуга в 2011-2020 г...

Несмотря на все трудности, система российского об­разования выжила и сохранила свой высокий мировой статус . Бо­лее того, наше образование не только сохранилось, но и приоб­рело новые качества: стало более мобильным, демократичным и вариативным. Появилась реальная возможность выбора типа учеб­ного заведения, уровня изучаемых программ, степени и характе­ра помощи . Следует подчеркнуть, что образование выжило имен­но потому, что оно обновлялось, что проводился настойчивый и продуктивный поиск новых вариантов, нового содержания и средств обучения и воспитания.

Кризис образования развился на фоне кризиса детства, кото­рый проявляется в сокращении рождаемости, высоком уровне заболеваемости детей (по последним данным, в России менее 10 % здоровых детей и 35 % - хронически больных), росте преступно­сти несовершеннолетних, бродяжничестве, социальном сиротстве (при живых родителях), появлении большой группы подростков и молодых людей, которые не учатся и не работают. Вместо аксе­лерации в последние годы наблюдается «децелерация » - замед­ление темпов роста и развития молодого поколения. Социологи фиксируют снижение ценности детства, потребности в детях .

Кризис образования, как и всей социальной сферы, не явля­ется фатальным, скорее, это кризис обновления, и, обновляясь, система образования и воспитания стремится преодолеть кризис, вырваться из него.

Анализ социальной ситуации, практики преобразований, ми­рового педагогического опыта с позиции современных научных подходов позволяет наметить новые ориентиры развития образо­вания, стратегию его обновления. Полагаем, что эти стратегичес­кие установки составляют ядро нового педагогического мышле­ния - важнейшего условия успеха преобразований.

Происходит, прежде всего, серьезное изменение целей образо­вания, а следовательно, и критериев его эффективности. Не каче­ство знаний, как таковое, и тем более не объем усвоенных зна­ний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни ста­новятся ведущей целью образования, которое не ограничивается рамками школы, а выходит далеко за ее пределы.

Наша образовательная система пока все еще ориентирована на знания, умения и навыки как конечную цель, как результат . Уро­вень знаний служит основным критерием при выпуске из школы, при поступлении в вуз и другие учебные заведения. «Культ зна­ний» нередко остается тем идеалом, к которому стремится школа. Это, однако, не совсем верно. Еще древние утверждали: многознание уму не научает. Наши школьники, о чем говорят послед­ние данные ЮНЕСКО, занимают по предметным знаниям и уме­ниям места где-то во втором десятке. Мы отстаем в этом отноше­нии от Южной Кореи, Тайваня, Швейцарии, Венгрии, ряда дру­гих стран, но заметно опережаем США, Англию, Францию, Гер­манию и другие развитые страны. Казалось бы, не так уж плохо.


Однако по развитию творческого интеллекта эксперты отводят нам куда более скромное место. Вроде бы парадокс. Но на деле все объяснимо. Знания сами по себе еще не обеспечивают развития, даже интеллектуального. А ведь современные цели обучения охва­тывают не только развитие интеллекта, но и развитие эмоций, воли, формирование потребностей, интересов, становление иде­алов, черт характера . Знания - основа, плацдарм развивающего обучения, промежуточный, но не его итоговый результат. Все обу­чение должно быть ориентировано на развитие личности и инди­видуальности растущего человека, на реализацию заложенных в нем возможностей. От знаниецентризма наше образование долж­но прийти к человекоцентризму, к приоритету развития, к «куль­ту личности» каждого воспитанника. Обучение в этом плане выс­тупает как способ реализации воспитательных задач, как его часть. Вся же образовательная система должна быть широким полем для жизнедеятельности, утверждения и развития человека и включать в себя семью, внешкольные учреждения, неформальные контак­ты и т. д.

Стоит отметить, что изменилось не столько само содержание целей (ориентиров) образования, сколько их иерархия, соподчиненность. Это очень четко отражено в ст. 14 Закона «Об образова­нии». Ведущей выдвинута задача самоопределения и самореализа­ции личности и уже далее - задача развития гражданского обще­ства, укрепления и совершенствования правового государства.

Изменяется содержание образования, его культурологическая база, причем это изменение происходит по нескольким направ­лениям:

- значительное увеличение культуроемкости образования , базой которого становится вся мировая и отечественная культура, а не идеологически профильтрованная, «одобренная» ее часть, ины­ми словами, содержанием образования становится не только по­лученное знание, но и сферы достижений человечества, далеко выходящие за рамки науки: искусство, традиции, опыт творче­ской деятельности, религия, достижения здравого смысла;

- повышение роли гуманитарного знания как основы развития, как содержательного «ядра» личности;

- движение от обязательного, одинакового для всех содержания к вариативному и дифференцированному , а в предельном слу­чае - индивидуализированному; от единого государственного, официально утверждаемого содержания к оригинальным автор­ским программам, курсам и учебникам (с обязательным сохране­нием единого образовательного ядра, определяемого обязатель­ным минимумом и государственными стандартами).

- утверждается подход к отбору и оценке содержания с точки зрения его образовательного и развивающего потенциала , спо­собного обеспечить :

- формирование у обучающихся адекватной научной картины мира,

- гражданского сознания,

- интеграцию лич­ности в систему мировой и национальной культур,

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми (ст. 14 Закона «Об образовании»).

Ставится задача сформировать у ученика це­лостную картину мира, помочь ему на основе общечеловеческих и национальных ценностей выявить личностные смыслы в изуча­емом материале, передать молодому поколению лучшие тради­ции, творческие способности, чтобы эти традиции развиват ь.

Совершенно ясно обозначилось также движение от унифицированных форм организации образования (средняя общеобразователь­ная школа, профтехучилище) к разнообразию форм образования и типов образовательных учреждений: гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, высшие профтехучилища, комплексные образо­вательные учреждения типа сад-школа, лицей-колледж вуз и т. д. Особенно актуальными становятся поиски в области модер­низации и обновления массовой школы с тем, чтобы она была адаптирована к возможностям развития и потребностям разных категорий учащихся, а также проблемы, связанные с развитием реабилитационных, образовательно-оздоровительных и специали­зированных учреждений разного профиля.

Начинает, хотя и очень робко, преодолеваться абсолютизация урока как формы организации обучения в школе. Наряду с урока­ми проводятся семинары, лекции, практикумы, диспуты, обуча­ющие игры.

Постепенно осознается необходимость перехода от массового обучения к дифференцированному - не в смысле отказа от кол­лективных форм работы, а в смысле индивидуализации и уровневой дифференциации программ и методик, учета потребностей и возможностей каждого обучаемого.

Осознается также необходи­мость перехода от запаздывающего образования к опережающему , хотя эту проблему решить в рамках отдельной школы невоз­можно. Она связана с возрастающей многофункциональностью об­разования в целом как социальной сферы и каждой его ячейки - образовательного учреждения. Наряду с ведущими традиционны­ми функциями - образовательной, воспитывающей и развиваю­щей - образованию и его институтам приходится все более пол­но брать на себя функции культуропреемственности и культуротворчества, социальной защиты педагогов и воспитанников, вы­полнять роль социального стабилизатора и катализатора социаль­но-экономического развития. Наконец (о чем уже шла речь), все большую роль играет в последние годы поисково-исследователь­ская функция.

Начинается постепенный переход образования и воспитания на диагностическую основу , чему способствует становление пси­хологической службы в образовательных учреждениях. Утвержда­ется новое понимание стандарта в образовании не как обязатель­ной унификации требований, а как единого базиса, обязательно­го минимума знаний, уровня минимальных требований и ограни­чителя учебной нагрузки.

Пробивает дорогу тенденция повышения роли регионального и местного (муниципального, общинного) факторов в образовании . Как показывает опыт многих цивилизованных стран, да и отече­ственные традиции, община - объединение людей по месту жи­тельства (по принципу соседства) - является самым заинтересо­ванным и заботливым хозяином дошкольного учреждения, шко­лы, социального центра микрорайона . Конечно, всегда необхо­дим баланс общечеловеческих, общероссийских (федеральных), региональных и местных ценностей и установок и интересов ре­гиона при условии приоритета ценностей федеральных и общече­ловеческих.

Интенсивно происходит переход от разрушенного жизнью рег­ламентированного, авторитарного воспитания к гуманистическо­му, ненасильственному, свободному воспитанию, основанному на добровольном выборе форм деятельности, инициативе и взаим­ном доверии воспитателей и воспитанников. Воспитание переори­ентируется на общечеловеческие ценности, на идеи и идеалы гуманизма и милосердия. Эти идеи вовсе не обязательно должны выражаться в религиозной форме. Ребенок должен быть огражден от навязывания любой идеологии, как коммунистической, так и религиозной. В современной образовательной системе все более пробиваются и прорастают идеи не замкнутой в себе, а открытой в социальную среду школы, активно участвующей в жизни мик­рорайона и использующей его педагогические и материальные ресурсы. Школьная образовательная и воспитательная система активно взаимодействует с дополнительным (внешкольным) об­разованием, ориентированным на семью, на человека, на гума­нитарные ценности.

Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают. В систему образования любой страны обычно входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: а) дошкольное воспитание; б) общее среднее образование; в) внешкольное обучение и воспитание; г) профессионально-техническое образование; д) среднее специальное образование (сельскохозяйственные техникумы или колледжи); е) высшее образование; ж) подготовку научных и научно-педагогических кадров; з) последипломное образование; и) повышение квалификации и переподготовку кадров. На развитие системы образования влияет: Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ, обусловливающих все возрастающие требований общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей и к соответствующему развитию образовательно-воспитательных учреждений. В более развитых в техническом отношении странах быстрее расширяется сеть различных школ, раньше создаются новые типы учебных заведений. Государственная политика в области образования, влияющая на развитие различных типов образовательно-воспитательных учреждений и характер их работы. Именно иногда политикой определяется существование различных типов общеобразовательной школы, одни из которых предназначены для массового обучения, другие – для обслуживания элиты общества. Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: – модернизация институтов образования как инструментов социального развития; – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях; – обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников. В то же время, процесс перехода к общеевропейским стандартам в системе российского образования не означает тождества, простого копирования опыта западных моделей образования. Мы должны, сохраняя все лучшее, что было накоплено за многие десятилетия в отечественной системе образования, модернизировать ее на основе современного мирового опыта. Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться инновационные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании. А также, появилась возможность развития государственного и негосударственного образования, основанных на новых информационных технологиях, это требует разработки нового подхода к системе образования, с переосмыслением его целей и сущности как социального института. К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества. Переход на новые методы и технологии в образовательной деятельности в современных условиях возможен лишь на основе инноваций и использования инновационных технологий. Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России. Важнейшими направлениями информатизации образования являются: формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения; системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления; построение и развитие единого образовательного информационного пространства; постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической информации; создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами. Открытое образование ориентировано на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности. Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование. Развитие системы дистанционного обучения в России только начинается, но, несмотря на это, количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного обучения на территории РФ растет с каждым годом.

Вопрос развития образования – ключевой вопрос существования современной России. Успех развития образования будет во многом определяться тем, насколько точно мы сумеем сформулировать стратегию его развития и найти правильные средства и оптимальные способы ее реализации. Своим опытом делится Владимир Михайлович Меньшиков, доктор педагогических наук, профессор

Какой должна быть стратегия развития российского образования?

Сформулировать стратегию развития российского образования – значит выявить тенденции его развития, которые определяются, с одной стороны, перспективами развития общества, с другой – логикой своего внутреннего развития, его потенциалом.

Главная тенденция развития современного общества – крайне сложное, противоречивое и практически непредсказуемое его развитие. Можно утверждать, что оптимальной системой образования для современного общества становится инновационное непрерывное образование, нацеленное на формирование всесторонне развитого человека, готового к жизни в ситуации непредсказуемого развития общества. Инновационное – это значит, что образование должно готовить человека, готового решать класс постоянно возникающих новых задач, т.е. готовить творческую личность. Непрерывное – образование должно стать образованием на всю жизнь человека, оно должно стать повседневным образом его жизни.

Каким должно быть российское образование в свете главной тенденции его развития?

Такое образование должно, с одной стороны, полноценно ввести человека в современный мир, а для этого дать каждому человеку фундаментальное академическое образование, с другой – готовить его к решению постоянно возникающих новых задач, а это значит, что необходимо образование, формирующее творческую личность.

Отсюда требование организации двух систем образования: с одной стороны, общего –ориентированного на то, чтобы дать человеку современную картину мира, ввести в пространство фундаментальных деятельностей, базового социального опыта, с другой – образования, развивающего творческое начало в человеке. При этом эти системы могут сосуществовать и отдельно и вместе.

Есть ли у России социальные предпосылки для создания системы инновационного непрерывного образования?

Два фактора определяют развитие образования – развитие общества и потенциал и состояние самого образования. Если оценивать развитие современного образования России с позиций первого фактора – социально-экономического развития страны, то развитие системы образования России под большим вопросом. Если Россия останется в нынешнем состоянии: нефтяная и ракетная игла и безбрежный челночно-банковский бизнес от моря до моря, то никакого нового образования у России не будет, потому что оно ему просто-напросто будет не нужно.

Конечно, нельзя исключать, что придет наконец-то понимание, что если Россия не станет страной развитой промышленности и сельского хозяйства, самых передовых технологий, науки и культуры, т.е. не создаст новую модель своего современного развития (а ведь именно такую задачу и поставил президент страны В.В. Путин в своих майских указах, вплоть до требования создать 25 млн новых рабочих мест), то очень скоро не будет самой страны.

Проблема создания инновационного непрерывного образования должна стать важнейшей жизненной задачей всей страны, какой была, скажем, для СССР в конце 1920-х – начале 1930-х гг., в эпоху индустриализации страны, задача создания массового высшего образования. Напомню, что в 1940 г. наша страна имела студентов больше, чем вся Западная Европа.

Педагогический потенциал России перед лицом нового глобального вызова в образовании

Если в свете указанной тенденции оценить педагогический потенциал России, то можно сказать, что России несказанно повезло. С одной стороны, у России есть классическое, или академическое, общее и профессиональное образование, а с другой – есть система дополнительного образования, ориентированная на творческое развитие личности ребенка, так как творческие способности человека проявляются и формируются в конкретной постоянной системной деятельности.

Следует оговориться, что когда мы говорим о системе дополнительного образования как о системе формирования творческого начала, то нельзя противопоставлять ее системе общего образования. Советская система общего и профессионального образования готовила по-настоящему творческих людей, о чем свидетельствуют успехи СССР и то, что российские специалисты работают по всему миру. Но система дополнительного образования, ориентированная на подготовку человека в конкретной деятельности, более направлена на углубленное развитие отдельных способностей человека в отдельных областях деятельности: спорт, техника, искусство и т.д. Поэтому надо выразить самую глубокую благодарность Советскому Союзу, который сохранил и существенно развил общее и профессиональное образование, доставшееся ему от дореволюционной школы, а также создал прекрасно работающую систему всестороннего дополнительного образования.

Конечно, теоретически можно предположить, что страна, располагая таким большим педагогическим потенциалом, может готовить кадры высшей квалификации для всего мира, став «мировой фабрикой по производству мозгов». Но чтобы пойти на этот вариант развития образования, нужна команда практиков и теоретиков высочайшего мирового уровня. Говорить сегодня о создании такой команды в современной России – несбыточная мечта.

Идеология – как важнейшее условие развития образования

Состояние любой социальной сферы определяется не только общим развитием страны, но и в силу того, что она имеет и значительную автономию своего развития, ее внутренним состоянием. Поэтому отдельные социальные сферы способны уходить далеко вперед в своем развитии. Сможет ли российское образование в своем развитии по-настоящему задействовать свой потенциал? Чтобы ответить на этот вопрос, надо ответить на два вопроса: какую идеологию исповедует наше образование? и какой слой людей реально руководит им?

Кто же сегодня торжественно не клянется, что у нас нет руководящей идеологии. Даже государство в Конституции РФ клянется в этом. Но такое утверждение – свидетельство полного непонимания, что такое идеология. Идеология – это осознание обществом целей и смыслов своего бытия, своего развития. Соответственно, обществ без идеологии не бывает так же, как не бывает человека без цели и смысла жизни.

Соответственно, и современное российское общество, и российское образование имеют идеологию развития. Глобально идеология России представлена сегодня двумя направлениями: с одной стороны – это либеральное направление, с другой – консервативно-патриотическое.

Либерализм – идеология, определяющая развитие современного российского образования

Господствующей идеологией, реально определяющей развитие страны и образования, является либерализм. В то же время хорошо известно всем, что народ просто-напросто ненавидит эту идеологию. Главная причина этой неприязни, безусловно, не в личности людей, олицетворяющих либерализм, хотя среди его представителей нет ни одного известного человека – от Егора Гайдара до Маши Гайдар, – который не вызвал бы глубокой неприязни в народе, а прежде всего в самой идеологии либерализма. Казалось бы, либерализм выступает за индивидуализм, гуманизм, свободу во всем и вся. А тем не менее абсолютное большинство народа России его ненавидит. Почему?

Причина в самом либерализме. Либерализм предлагает развитие любого явления не путем совершенствования его закона, канона, традиции, а путем их отрицания, и в силу этого он несет только смерть и разрушение. Это страшное, по сути сатанинское начало либерализма, уже начинавшего определять развитие Европы во второй половине XIX века, одним из первых почувствовал К.Н. Леонтьев. Он писал: «Если можно жить и действовать при подобных условиях, то как же было бы не жить и не действовать спокойно при учреждениях новых и столь мягких?.. Однако мы видим, что нигде люди на этих учреждениях остановиться не могут, и все цивилизованное человечество теперь несметной толпой стремится в какую-то темную бездну будущего… бездну незримую еще, но близость которой уже на всех мало-помалу начинает наводить отчаяние и ужас!..»

Теперь уже очевидно, что реализующаяся либеральная идеология везде и всюду – от семьи до политики – несет только разрушение, уничтожение и смерть. Согласитесь, большая разница между внешней политикой министров иностранных дел Козырева, системно сдавшего национальные интересы России, и Лаврова, их отстаивающего.

Либеральные интеллигенты, как и их великий предшественник П.Я. Чаадаев, в отличие от нынешних либералов, искренне любивший Россию, считают, что Россия – это нечто отсталое, косное, несостоявшееся, заблудившееся в путях своего развития. И ее предназначение – встав на путь западноевропейского развития, показать всему человечеству, как правильно развиваться, следуя единственно правильным путем – путем западноевропейского развития. В результате такой политики получается только разрушение.

Насколько верна эта идеология по отношению к образованию

Естественно, что либеральная идеология распространяется сегодня и на современное российское образование. Как бы она не обосновалась на уровне простой констатации «российское образование – это тоталитарный пережиток тоталитарной страны» или заумной аргументации, вроде той, что Россия – «локальная цивилизация» (и это вопреки даже А. Тойнби, который считал, что Россия – это одна из мировых цивилизаций) и потому должна переформатироваться в глобальную цивилизацию, разумеется американскую, и, соответственно, отказаться от существующей системы образования.

Если же говорить о сути либерализма в российском образовании, то ее с гениальной простотой и математической точностью сформулировал А.А. Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

Но в том-то и дело, что образование во все века у всех народов наряду с религией хранит национальный код народа; оно готовит, во-первых, хранителей традиций общества, во-вторых, творческих людей, продолжающих развитие традиций, национального кода; оно, как это и было в СССР, – готовит созидателей.

Следовательно, главная причина ухудшения качества российского образования не в людях, а в либеральной идеологии, направленной на то, чтобы построить новое российское образование путем его тотального переформатирования.

Как разрушается и будет разрушаться российское образование

Поскольку российское образование сегодня – безраздельная вотчина либеральной интеллигенции (именно она пишет сценарий его развития), то, зная идеологию и мировоззрение либерализма, его ненависть ко всему российскому, не так трудно понять, что делается в существующем российском образовании и какая судьба его ждет в будущем. Разрушение – сегодня, разрушение – завтра. И увеличение зарплат учительского корпуса не изменит этой тенденции – сами по себе зарплаты учителей не решают судьбу образования. Конечно, при всех прочих условиях, хорошо получающий учитель будет лучше работать. Но американские учителя получают на уровень больше российских учителей, а разве они учат лучше, чем их российские коллеги? Главное же – чему и как, в каких условиях он будет учить – не учитель определяет.

Итак, разрушение российского образования идет прежде всего путем разрушения самого идеала классического образования; разрушением классического содержания при все возрастающей сложности учебного материала (нередко школьные учебники написаны более сложным языком, чем учебники для вузов); разрушением единого образовательного и особенно воспитательного пространства (как профессионал, я могу оценить, сколь эффективно уничтожено в России зарождавшееся духовно-нравственное воспитание); переводом обучения из процесса труда в процесс развлечения; неопределенностью в развитии среднего профессионального образования; все возрастающим увеличением сферы платных услуг.

Безусловно, прежде всего разрушается высшее образование. Великим благом для России в 1990-е гг., в период разрушения всего и вся, при всех известных минусах – стало резкое расширение высшего образования. Господь буквально спас молодежь России, отправив ее не в тюрьмы, а в университеты. Либеральная интеллигенция, до патологической одержимости любящая считать деньги (ведь она же эффективный (!) менеджер (!), с возмущением повторяет: зачем России столько людей с высшим образованием, если они не «востребованы»? Даже если отвлечься от мировой тенденции развития мирового образования (непрерывное образование), перейти на язык «эффективных менеджеров» и спросить: где дешевле обходится обучение студента – в университете или тюрьме? И какая уборщица более «конкурентоспособна»: уборщица с университетским образованием или тюремным. А чтобы снять все вопросы, спросим наших либеральных собратий: уборщиц с каким образованием они нанимают убирать в своих «сиротских хижинах»? С университетским! А с тюремным будем посылать в школы? Так ведь закон запрещает! Так что как ни крути и как ни считай эффективно деньги, университетское образование конкурентоспособнее тюремного, в том числе и по финансовой затратности.

Итак, разрушение высшей школы будет идти путем подмены самой концепции российского университетского образования, в ходе осуществления Болонских решений: разрушение фундаментализма содержания образования; резкое снижение часов на аудиторные занятия, что по факту делает невозможным фундаментальное образование, и в то же время резкое увеличение нагрузки преподавателей, что делает невозможным их занятия наукой и т.д.

Уничтожение науки будет идти не столько путем недофинансирования, сколько путем массового закрытия диссертационных советов, потому что подготовить необходимое количество кадров даже для университетов без значительного числа диссертационных советов невозможно. Сегодня чиновники прикрывают массовое закрытие советов падением качества диссертаций! Допустим, их качество упало. Но где и когда в мире видели, чтобы простым сокращением советов улучшалось качество диссертаций?! В 2014 г. число защищенных диссертаций сократилось в два раза по сравненной с 2013 г., но улучшилось ли их качество? Тогда ради чего произведен разгром диссертационных советов?

А вместе с закрытием советов происходит самое страшное: исчезают учреждения подготовки кадров высшей квалификации, потому что людям, обучающимся в аспирантуре надо нормально защищаться, а не бегать по стране в поисках места защиты своей диссертации. Тогда как мы будем строить инновационное образование в условиях тотального уничтожения святая святых науки – системы подготовки ученых?

Усугубляет ситуацию и то, что сегодня реформирование российского образования идет и по внешним рецептам. В результате современная школьная политика напоминает внешнюю политику России времен Козырева. А в целом внутренние механизмы разрушения российского образования усиливаются внешними.

Но что мы получим, разрушив лучшее по концепции образование в мире и заменив его (американским)? И хотя практически сделать это невозможно – слишком в разных культурных традициях мы живем, – допустим мы его построим. И что мы получим! Американское образование по концепции хуже, чем имеющееся сегодня традиционное российское образование, потому что американское образование, о котором либералы всегда говорят только с придыханием: индивидуализм, свободная и творческая личность и т.д. и т.п., – сравнительно с российским, если только трезво оценивать американскую и российскую школу. Образно говоря, то же, что российская классическая музыка и кантри. Нет, я не имею ничего против кантри. Я просто не уверен, что эта музыка лучше классического искусства России, а самое главное, что если симфонический оркестр Большого театра под управлением самого Федосеева вооружить банджо, то он будет играть кантри лучше американских ковбоев.

Знаю все возмущение либерального лагеря: ты против развития российского образования? Объясняю. Нет, я не против его развития. Просто нельзя созидать что-то разрушением великой традиции. Неужели горькая судьба царской России и СССР, разрушенных руками наших предков и нашими собственными руками, нас ничему не научила? Неужели не понятно, что нельзя созидать российское образование, заменяя его худшим по концепции образованием. Нельзя развивать Большой театр, ставя в нем «Детей Розенталя». Соответственно, что «Дети Розенталя» в Большом театре – то современная либеральная политика в российском образовании.

Возможно ли настоящее развитие российского образования?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять, что нет простой связи между развитием общества и его отдельными социальными сферами. Общество может отставать в своем развитии в одних сферах, но быть впереди в других.

Одним из высших достижений СССР было его образование! Секрет успеха нашего образования был в том, что в СССР удалось построить подлинно классическую систему образования для всех.

И значит, наша задача, поняв, что нам досталась по концепции лучшая система образования в мире (на Западе она существует только в виде элитарных школ), – сохранять и развивать эту систему. А это можно сделать, только органично развивая эту систему, для чего вспомнить, что много раз президент России указывал на необходимость развития образования на основе традиционных ценностей нашей страны. Увы, его прямые указания не выполнены. Возникает вопрос: «А что ты предлагаешь?» Прежде всего кардинально изменить идеологию развития российского образования. Это должна быть не либеральная, а консервативно-патриотическая идеология, предполагающая развитие страны и ее образования на своих собственных устоях. При этом речь вовсе не идет ни об изоляции, ни тем более об отставании в развитии. Просто развивать что-то можно только внутренне развивая саму систему, совершенствуя ее в логике внутреннего развития, взаимодействуя при этом со всем миром.

Соответственно, и успешное развитие нашего образования возможно как органичное развитие классических начал. Это и есть образование, наиболее успешно развивающее всесторонне развитую творческую личность, и есть ответ на вызовы времени, на непредсказуемые природные и социальные вызовы. А это требует сверхнапряженного ежедневного труда по развитию нашего образования всеми его субъектами – от государства до родителей.

А далее необходим подбор кадров. Мало принять решение о полете в космос и выделить средства на постройку ракеты, надо найти Королева, способного сконструировать и построить ракету. Подчеркну: речь идет не о чистке кадров, а о подборе кадров, способных решить колоссальную по трудности проблему органичного развития российского образования, стоящего перед глобальными вызовами.

Духовно-нравственное воспитание как важнейшее направление развития общего образования

Если о российском образовании в целом можно говорить как о системе, находящейся в стадии своего разрушения, то о его фундаменте – духовно-нравственном воспитании, а именно оно традиционно определяет характеристику российского образования, можно говорить как о сфере, которой уже вынесен смертный приговор, и дело остается только за тем, чтобы время – буквально за 3–5 лет – его окончательно похоронило.

Конечно, когда мы говорим о духовно-нравственном воспитании, то прежде всего возникает вопрос: а нужно ли оно вообще России и каким оно должно быть? И насколько были правы наши предки, полагая его в фундамент нашего образования?

Нужно ли? Никакой другой вопрос развития нашего образования не вызывает сегодня такой ожесточенной полемики, как проблема организации духовно-нравственного воспитания на основе традиционных религиозных культур России. Либералы, выступая против системного преподавания православной культуры, приводят массу доводов против этого, начиная с сугубо практического – учебного плана, который «не резиновый», и заканчивая теоретическими, вроде того что никакой души нет! Допустим, нет. Но тогда почему в год в нашей стране от духовных болезней (алкоголизм, наркомания, самоубийства и т.д.) гибнет более 1,5 млн человек, что в два раза превышает количество жертв в ГУЛАГе за все сталинское правление? Задумаемся над цифрами: у нас 8 млн человек в стране по официальным данным употребляют наркотики. Еще больше – алкоголь. Как противостоять этому?

Только одним-единственным способом: созданием педагогической системы, формирующей духовно и нравственно здоровых людей. Очевидная истина. Но вместо этого либеральное сообщество эффективно разгромило духовно-нравственное воспитание в российской школе. Его разгром начался с ликвидации регионального компонента, в рамках которого преподавалась православная культура. Окончательным приговором стала «Стратегия развития воспитания в России на период до 2025 г.». Это полная безоговорочная победа, причем при всеобщей радости православной общественности, активно принимающей участие в подготовке и принятии этой «Стратегии» и радующейся, что в этом документе наконец-то (!) нет «либеральной лабуды»! При этом то, что в «Стратегии» отсутствует положение о системе духовно-нравственного воспитания, ее меньше всего волнует. Если в «Стратегии» нет духовного воспитания, то совсем скоро от ее организации в школе даже воспоминаний не останется. Значит, громадный труд сотен ученых и тысяч учителей, труд, уже проделанный Россией, руками православных деятелей, принимавших участие в разработке «Стратегии», превратится в прах.

Ну а теперь давайте поймем, что мы теряем, упраздняя духовно-нравственное воспитание. Мы теряем не только духовно-нравственное воспитание, позволявшее формировать духовно-нравственный иммунитет страны, но и саму возможность воспроизводства цивилизационной матрицы России. Ведь она воссоздается людьми. А эти люди могут формироваться только в системе духовно-нравственного воспитания, построенного на основе традиционных религиозных ценностей, подобно тому, как научно-техническая сфера общества формируется людьми, получившими умственное воспитание, содержание которого построено на основе научных ценностей.

Чтобы понять, что мы потеряли, проведем следующий мысленный эксперимент. Как известно, Л.Н. Толстой был не только гениальным писателем, но и духовным деятелем. Как духовный деятель, он известен как самый беспощадный критик Русской Православной Церкви. Как альтернативу ей он предложил свое учение, получившее название толстовство. И сколько людей в России толстовство объединило? Но допустим, он прав в своей критике, и Православной Церкви не должно быть на земле. Теперь представим, что взамен в России ввели бы толстовство! И что бы получила Россия? Во-первых, отрицание всей предшествующей культуры, полный разрыв с предшествующей культурой. Во-вторых, полное переформатирование общества. Не уверен, что в стране, исповедующей толстовство, сохранились бы книги даже самого Л.Н. Толстого. Выжила бы Россия в результате такого переформатирования? Можно совершенно определенно сказать: нет! нет! и нет!

Итак, если общество хочет видеть свое подрастающее поколение здоровым, оно организует систему физического воспитания. Соответственно, если общество хочет иметь духовно и нравственно здоровых людей, оно должно организовать системное духовно-нравственное воспитание. И наши предки, полагавшие такое воспитание в основу образования, были правы.

Какое содержание и как должно быть организовано такое воспитание? Любое воспитание успешно развивается, только имея свое оптимальное содержание: так для умственного воспитания оптимальным является система научных ценностей, для эстетического – художественных и т.п. Для духовно-нравственного воспитания оптимальной является система традиционных религиозных ценностей. Равноценной замены этому содержанию нет. Без этой системы ценностей духовно-нравственное воспитание перестает существовать как абсолютно необходимый жизненный вид воспитания, оно превращается в набор благих пожеланий, а не абсолютных живых истин, потому что нравственные ценности имеют свое жизненное значение и свой смысл только в системе духовных ценностей. В силу этого духовные ценности детерминируют не только систему нравственных ценностей, а все культурное, все цивилизационное пространство российского общества.

Значит, для успешного развития российского воспитания и образования необходима целостная система духовно-нравственного воспитания – от детского сада до вуза – на основе традиционных религиозных ценностей. Она должна стать смысловой основой всего нашего образования и воспитания, которые должны иметь систему общего православного образования, аналогичную системе общего образования с углубленным изучением разных отраслей культуры; специальные военные школы, музыкальные, спортивные школы; систему дополнительного образования в системе воскресных школ и т.д.

И только когда мы восстановим духовно-нравственный фундамент, мы можем построить образование, которое, развиваясь на этой основе, способно ответить на глобальные вызовы своего времени.

Заключение

Выстраивание идеологии страны на фундаменте христианской цивилизации и научно-технического прогресса могло бы стать основой развития современной системы образования возрождающейся России – образования, нацеленного на формирование человека, способного жить в условиях социальной неопределенности.

Однако не меньшее значение, чем понимание магистрального направления общих параметров и условий успешного развития образования, имеет вопрос: кто и как будет осуществлять этот процесс?

Как вырваться из лабиринта уничтожения своих правильных идей своими же руками, точнее – руками тех, кто инстинктивно нацелен на уничтожение России? Единственный способ – ставить руководителями образования не разрушителей, а созидателей. И чем выше уровень управления, тем большее значение должно иметь это требование к руководителю.

Не менее важен вопрос: как? Для этого надо понять, что мы живем в гораздо худших условиях, чем во время войны, потому что мы живем в условиях неопределенности. Если во время войны начинает работать мобилизационный проект, то во время духовно-нравственного кризиса этот способ организации жизни должен быть еще более востребован, поскольку осуществить проект развития в условиях мирового духовно-нравственного кризиса можно только невероятным усилием веры, воли и разума, ибо противостоять социальному распаду может только энергия веры, разума, воли (мужества) и совести.

Основные стратегические ориентиры развития образования

Остановимся на основных стратегических направлениях Государственной политики, на тех документах, которые должен знать каждый педагог и использовать в работе.

  1. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утвержден Распоряжением правительства РФ 29 мая 2015 года)

Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Основные направления развития воспитания

Развитие воспитания в системе образования предполагает:

  • обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
  • полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;
  • содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;
  • развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;
  • использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;
  • совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
  • развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
  • создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;
  • знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
  1. Указ Президента РФ «О десятилетия Детства до 2027 года» от 29 мая 2017 года и Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 N 1375-р «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства»

План включает следующие направления:

  1. Повышение благосостояния семей с детьми
  2. Современная инфраструктура детства
  3. Обеспечение безопасности детей
  4. Здоровый ребенок
  5. Всестороннее образование – детям
  6. Культурное развитие детей
  7. Развитие физкультуры и спорта для детей
  8. Безопасный детский отдых
  9. Доступный детский туризм
  10. Безопасное информационное пространство для детей
  11. Ребенок и его право на семью
  12. Социальная защита детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграция в современное общество
  13. Обеспечение и защита прав и интересов детей

В рамках межведомственной конференции 28 августа проходило обсуждение и проектирование муниципального плана.

  1. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года

Указ подписан «в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития РФ, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека».

К 2024 году необходимо обеспечить в системе образования:

а) достижение следующих целей и целевых показателей:

обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

б) решение следующих задач:

внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»;

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;

создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;

модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;

формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;

формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;

создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).

  1. Национальный проект «Образование» включает Девять направлений

Первое и важнейшее направление -федеральный проект «Современная школа» включает обновление материально-технической базы, строительство новых школ, полную ликвидацию третьей смены, создание на селе сети из 25 пилотных школ нового типа, внедрение новых методов обучения, обновление образовательных программ.

Серьезно обновится предмет «Технология»: уроки по нему будут проходить в том числе в детских технопарках. Цель поставлена — Россия должна войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Второй федеральный проект — «Успех каждого ребенка». Это, в первую очередь, дополнительное образование, профориентация и поддержка талантливых детей. Планируется, что детские технопарки «Кванториум» появятся в каждом регионе. Кроме того, в каждом субъекте РФ к 2024 году будут созданы центры выявления и поддержки талантов. Они будут учитывать опыт образовательного фонда «Талант и успех» — сочинского «Сириуса».

«С сентября этого года запускается большой профориентационный проект «Билет в будущее», рассчитанный на школьников 6-11 классов. Поддержка ранней профориентации.

Третий проект — «Современные родители». Будет создан единый федеральный портал для мам и пап, где они смогут получить консультацию, связаться с педагогами, получить психологическую помощь. К 2024 году во всех регионах начнут работу центры скорой психолого-педагогической помощи родителям.

Четвертый — «Цифровая образовательная среда». Его первая часть — техническая: школам нужен высокоскоростной интернет, электронные журналы, дневники, бухгалтерия, системы прохода и питания по электронным карточкам. Вторая часть — Российская электронная школа, которая станет помощником учителю: виртуальные библиотеки, музеи, онлайн-курсы, 3D-лаборатории.

Пятый — Федеральный проект «Учитель будущего». Не менее половины учителей должны пройти переподготовку. Национальная система учительского роста предполагает и новую систему карьерного роста. То есть не вертикальную: учитель-директор-завуч, а горизонтальную. Сейчас в образовательной среде обсуждаются новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи, например, учитель-мастер, учитель-наставник.

Шестой — федеральный проект «Молодые профессионалы» направлен на модернизацию профобразования. В его рамках пройдет мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Worldskills в 2019 году в Казани.

Седьмой проект — «Новые возможности для каждого» позволит непрерывно учиться абсолютно всем, даже уже работающим людям. Для этого создается единая платформа-навигатор по доступным курсам и программам, в том числе онлайн-курсам.

Восьмой проект — «Социальная активность». Будет сформирована сеть центров поддержки добровольчества, лучшие волонтерские проекты смогут ежегодно участвовать в конкурсе на получение грантов.

Девятый — «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования».

Остаются системные инновации в реализации ФГОС, предметных концепций, профессиональных стандартов и национальной системы учительского роста.



В продолжение темы:
Роды

В дни, когда под запретом мясо, раздумья на тему, что приготовить на ужин постного, зачастую становятся весьма мучительными. Особенно в том случае, если пост продолжительный....

Новые статьи
/
Популярные