Схематическое изображение круговорота воды в природе. Круговорот воды в природе. Мировой водный баланс. Маршруты воды в природе

Схематическое изображение круговорота воды в природе. Круговорот воды в природе. Мировой водный баланс. Маршруты воды в природе

Вода - основа жизни на планете, покрывает две трети её поверхности и оказывает влияние на все планетарные процессы.

Что такое вода?

Откуда она взялась на земле?

Какое влияние оказывает на всё живое?

Что значит круговорот? Как зависит от него климат на планете?

Эти и другие вопросы издревле и до сих пор волнуют воображение простых людей, являются предметом научных исследований.

Что такое вода?

Для начала вспомним, что же такое вода? Неужели просто химический элемент H2 O?

(H 2 O )

В справочниках читаем, что это бинарное (двойное) соединение в одной молекуле двух атомов водорода и одного кислорода.

А современные ученые - химики, физики, биологи, астрономы, физиологи не устают удивляться её загадочным свойствам:

  1. Она единственная существует во всех трех агрегатных состояниях - жидком, твердом, газообразном.
  2. Молекула воды обладает диссиметрией: кислородная часть молекулы имеет отрицательный заряд, а водородная - положительный.
  3. Это самый сильный природный растворитель, причем, проявляет свойства как кислоты, так и щелочи.
  4. Она имеет память и является носителем информации.

Современные ученые установили, что индифферентная (безразличная, никакая) изначально, вода умеет моментально получать тот информационный заряд, который сообщает ей наблюдатель. Японский ученый Эмото Масару доказал, что вода получает, хранит и даже передает информацию. Все древние заговоры и молитвы на воду основаны именно на этом её свойстве (см. книгу Масару Эмото, Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» ).

Российские ученые, исследуя её структуру, признают, что крещенская и святая вода несут в себе мощный позитивный, целительный заряд, хотя пока недостаточно изучили механизм её воздействия.

Вода - важнейший компонент всего живого

Человеческий организм на 70 - 80% состоит из воды, как огурец. Некоторые остряки шутят, что Земля - вообще экзотическая планета хотя бы потому, что человек состоит из воды и почему-то не проливается.

Важнейшим глобальным процессом на Земле является круговорот воды .

Под действием энергии Солнца вода испаряется с поверхности водоемов, с облаками переносится на большие расстояния. Выпадая в других регионах в виде осадков (дождь, снег, туман) она таким образом питает всё живое.

(Круговорот воды в природе схема )

В процессе своего путешествия водная стихия:

  • способствует разрушению горных пород, делает доступными минералы для растений и микроорганизмов;
  • размывает верхний слой почвы и удобряет неорганическими и органическими частицами корни растений;
  • обогащает кислородом среду обитания всего живого, так как часть воды в клетках растений расщепляется в процессе фотосинтеза, а кислород поступает в атмосферу.

Животные и люди потребляют воду для поддержания осмотического и солевого обмена и выделяют её во внешнюю среду вместе с продуктами обмена веществ.

(осмос - это диффузия, проникновение воды через полупроницаемые мембраны молекулы. Другими словами - вода по сосудам, стебелькам поднимается вверх, питая все части живого организма)

Распределение воды

(Распределение воды в круговороте )

Примерно 80% всех осадков выпадает в океан, а оставшиеся 20% (их называют поверхностными и грунтовыми) либо пополняют ручейки, реки, озера, либо уходят в грунт, питая подземные источники.

Постоянно переходя из одного состояния в другое, вода совершает малые и большой круговороты. И в этом основное значение его. Взаимодействуя с литосферой (земная твердь), атмосферой (воздушная среда), живым веществом, круговорот связывает воедино все части гидросферы: океан, реки, почвенную и атмосферную влагу, подземные воды.

(И еще одна картинка, только покрасивее )

Таким образом, круговорот воды в природе - это постоянный обмен между гидросферой, атмосферой и литосферой (земной поверхностью) в процессе испарения, передвижения водяного пара в воздушной среде, выпадения осадков и стока, то есть - возвращения в мировой океан.

Немало сказано и написано. Она является пристальным предметом наблюдения, исследования и споров. Сходятся только в одном – в ее бесценности и незаменимости. Голубыми артериями она проникает во все процессы и организмы на планете, делая их живыми. Тем более, все сферы деятельности, биомеханизмы и существа на Земле переплетаются и взаимодействуют друг с другом. Ничто и никто не существует просто так, без причины. Всё — цепочки жизни, и исключение одного звена, может привести к катастрофическому дисбалансу. Как говорят приверженцы теории хаоса: «взмах крыльев бабочки в одном конце земли, может привести к урагану на другом».

Как зародилась вода

Так, откуда же живительная влага появилась на Земле. Здесь также нет единого мнения. Мир разделился на два лагеря противоположных теорий – «космической холодной» и «земной горячей». Первая, описывает возникновения воды из куска льда. Миллиарды лет назад на нашу планету активно падали метеориты, кометы, осколки различных космических тел, принося с собой влагу и различные органические соединения. А на месте, где сейчас находится Тихий океан, приземлился гигантский ледяной астероид. Он постепенно таял, распространяясь по Земле и заполняя впадины, двигался в ее глубь.

Многие за космическую теорию происхождения воды

Однако, противники считают эту теорию несовместимой с жизнью. Моря и океаны, в отличии от пресных водоемов, содержат дейтерий, так называемый «тяжелый водород». Космические тела, также содержат это вещество, но в гораздо больших количествах.

«Горячая» теория предлагает рассмотреть третью планету от Солнца, как горящий шар. Считают, что всё началось с огромного газопылевого облака, где жидкость удерживалась частичками пыли при температуре выше 600 градусов Цельсия. А когда начался процесс остывания, вода начала выделяться и испаряться, как пот на поверхности Земли. Не надо , она возникла благодаря природному круговороту.

Круговорот воды

Круговоротом воды в природе называют ее циклическое перемещение в биосфере. Другими словами, жидкость испаряется с поверхности земли, пресных, соленых водоемов и переносится воздушными потоками. Также, составляющими этого процесса являются атмосферные осадки и подземные воды.

В чем суть

Давайте рассмотрим особенности уникального явления природы.

  • Вода занимает ¾ территории Земли, при чем большая часть (около 97%) принадлежит соленой.
  • Из-за испарения, моря в отличии от суши теряют больше влаги, чем получают с осадками. Но, благодаря постоянной циркуляции, количество жидкости остается неизменным.
  • Круговорот осуществляется еще и из-за способности воды быть в трех состояниях: жидком, газообразном и твердом. Постоянно идут процессы взаимообмена между водной, воздушной и земной поверхностями. Это конденсация, движение паров, различные стоки, выпадения атмосферных осадков в виде дождя, снега или града.
  • Благодаря солнечному свету, влага испаряется, просачивается в грунт, образуя водоемы и насыщая подземные источники.
  • Часть осадков накапливается в ледниках, оставаясь в них от пары месяцев до сотен лет.
  • Под землей также идет обмен – грунтовые источники взаимодействуют с сушей в виде родников и глубинных скважин.
  • Чтобы продолжить круговорот, вода рано или поздно, обратно вернется в океан.

Для визуализации видео с Ютуба:

Виды круговоротов:

  • Большой – пары, которые образовались над мировыми океанами, воздушными массами направляются на материки, выпадая дождями и снегами, а возвращаются в виде стоков. Значение природного механизма велико – соленная вода преобразуется в пресную, а грязная — очищается.
  • Малый – влага океанов, осадками выпадает обратно.
  • Внутриконтинентальный – жидкость, испаренная над землей, возвращается туда же.

Значение воды в жизни человека

Н2О — важнейший элемент для правильной жизнедеятельности, а содержание ее в органах поражает:

  • Сердце, почки, легкие – более 80%;
  • Кровь – 85%;
  • Кости – 30%;
  • Зубная эмаль – 0,3%;
  • Слюна, желудочный сок, моча – 95-99%.

И как после приведенных цифр не верить фразе, что «человек – водное существо». Конечно, люди и животные могут выделять «первичную жидкость» из пищевых продуктов и тканей тела. Однако, чтобы быть здоровыми, помогите организму – пейте чистую воду в правильном количестве. Поделите Ваш на вес на 8 и – это самый простой способ.

Потеря 50% крови приводит к летальному исходу. К тем же ужасающим последствиям приведет обезвоживание на 20-30%. Из-за глобальной важности этих биологических объектов их постоянно сравнивают. А химический состав плазмы и вод Мирового океана очень схож.

Сравнения состава крови и воды в океане
Вещество Состав крови Состав океанов
Cl 49,3 55
Na 30 30,6
K 1,8 1,1
Ca 0,8 1,2
O2 9,9 5,6

Существенную роль в круговороте воды играет антропогенные факторы. Другими словами, всё к чему касается рука человека. Много уже сказано, о необходимых, но иногда опрометчивых шагах общества в погоне за технологиями и улучшением качества жизни. Беспрерывный рост промышленности и сельского хозяйства, вырубка лесов, орошение почвы, искусственные водоемы и плотины – это лишь немногие факторы изменяющие естественный ход процессов. Баланс нарушается, возвращение жидкости происходит с задержкой и совсем на другой территории, а порядка 10% — изъято безвозвратно. Еще одной проблемой является возврат воды в виде стоков, загрязняющих водоемы и окружающую среду.

Человек постоянно вмешивается в природные процессы

Не удивительно, ведь человечество использует водные ресурсы с прогрессирующим рвением. Номинально, сферы пользования можно поделить на личную, бытовую и производственную.

Личное потребление

В век вседоступных знаний, люди избирательны в выборе товара. В личной сфере важнее чистота и безопасность — плохой продукт моментально отобразится на организме. Нужно знать, что именно мы пьем и . Немаловажно и в чем купают новорожденных, ведь доказано, что излишек солей жесткости приводит к аллергиям и астме.

В быту

Качество в быту тоже необходимо – мы стираем, убираем, поливаем цветы, заливаем воду в оборудование (пылесосы, стиральные машинки, утюги). Это может негативно отобразиться и укоротить срок службы одежде и бытовым приборам. Однако, важнейшим аспектом в этом направлении является, именно, количество потребляемых ресурсов. Часто эти процессы бесконтрольны и бездумны. К примеру, бачок унитаза, который течет, расходует более 260 литров за день!

Как сэкономить воду в быту

Если среднестатистическая семья сократит бытовое потребление воды на 20%, через год с этого количества может образоваться озеро с глубиной 2 метра и 200 в диаметре.

Промышленные нужды

В среднем, 90% воды отводится в производственную сферу: 20% промышленности и 70% — сельскому хозяйству. Масштабы действительно поражают. Развитая агропромышленность в прямом смысле кормит страну, поэтому постоянно расширяется количество оросительных каналов, скважин, колодцев, родников и водохранилищ. В основном, ресурсы потребляются для следующих нужд:

  • поля и теплицы;
  • животноводческие и птицефермы;
  • пастбища;
  • предприятия по обработке продукции;
  • предупредительные меры по снижению уровня грунтовых вод;
  • выщелачивание солей;
  • защита от низких температур;
  • внесения удобрений, пестицидов и гербицидов;
  • хозяйственные нужды самого населенного пункта.

Орошение полей

Загрязнение

Проблемы загрязнения и , самые актуальные в мире. Можно вспомнить рассказы бабушки, что раньше дождевую воду пили и купались в ней, а сейчас никого не удивить кислотными осадками и пенящимися лужами. На гребне волны развития промышленности, загрязнение сточных вод достигло пика. С ними, в водоемы и почву попадают поверхностно активные вещества (ответственные за образования пены), перекисные соединения, пестициды, гербициды и множество других опасных элементов. Это приводит к «цветению», плохому кислородному обмену и как следствии к истреблению фауны и флоры, не говор уже о здоровье самого населения.

Устранение проблемы одно – уменьшение выбросов в водоемы и постоянное усовершенствование технологий производства, очистки и утилизации.

Нехватка воды

С одной, вытекает другая трудность – растущая нехватка чистой воды. Даже развитые страны (Голландия, Япония) покупают ее за рубежом, что тогда говорить про Африку, где дефицит стал ужасающей нормой жизни. Люди тысячами мрут от обезвоживания или инфекций из грязных источников.

Увы, виной, как сам человек, потребляющий ресурсы до того, как они возобновятся, так и неравномерное распределение пресных водоемов. Растущее количество население планеты и изменение климата, также внесли лепту в это дело.

Население планеты растет, а ресурсы уменьшаются

Над решением задачи трудятся во всем мире.

  • Для начала необходимо разумное потребление.
  • Ужесточенные требования к очистке бытовых, сельскохозяйственных и промышленных стоков.
  • Опреснение соленой воды (запасы которой намного объемней).
  • Культивация с/х культур, устойчивых к соленому грунту.
  • Создание искусственных лесов, растопка ледников, бурение глубинных скважин.

Все сказанное ведет к одному — к сохранению богатств данных человечеству природой. Чистых ресурсов осталось критически мало, и они продолжают загрязняться и расходоваться нашими же действиями. Цивилизаций в разных уголках мира это коснулось по разному. В Украине, и во многих европейских странах обычно . В Сингапуре, к примеру, почти всё водоснабжение оснащено системами обратного осмоса и там пьют из-под крана. А в странах Африки гибнут люди, в процессе добычи и употребления некачественной жидкости. Природа, на примере круговорота воды, говорит нам — что отдадите, то и вернется. Может быть пришло время прислушаться. Ведь, благополучие отдельного человека и планеты в целом, творится руками каждого — начни с себя, и сделай это сегодня!

В биосфере Земли водяные массы постоянно перемещаются, образуя замкнутый цикл. Данный процесс получил название круговорот воды в природе, схема которого часто встречается в учебниках по естествознанию. Если вам необходимо написать доклад на тему «Гидрологический цикл в природе», то данный материал будет вам полезен, поможет глубже познать природу и ее свойства.

Вконтакте

Основные понятия

Гидрологический цикл – это процесс регулярного перемещения жидкости в мировом пространстве, а его изучение позволило понять механизм действия: энергия воздействует на поверхность земли и океана, влага, нагреваясь, преобразуется в пар, молекулы которого поднимаются в атмосферу и концентрируются в виде облаков. Попадая в зоны с холодной температурой, молекулы конденсируются и выпадают вниз в виде осадков . Так под влиянием солнечной энергии и охлаждения процесс бесконечно повторяется.

Главные этапы и процессы

Как происходит круговорот воды в природе? Полный гидрологический цикл включает в себя несколько важных этапов:

  • испарение;
  • конденсация пара в атмосферных слоях;
  • выпадение его же в виде осадков на землю;
  • фильтрация через почву;
  • попадание жидкости в подземные потоки;
  • всасывание растениями жидкости из почвы;
  • участие в биохимических реакциях живых организмов.

Этапы круговорота иногда сводятся к минимуму:

  • вода испаряется;
  • концентрируется в атмосферных слоях;
  • выпадает в виде жидкой, твердой или парообразной субстанции.

Такой круговорот часто бывает над поверхностью большого водоема, например, океана. Гидрологический цикл кругообразный – это означает, что все этапы постоянно повторяются, обеспечивая таким образом непрерывное движение жидкости в природе.

Для него также характерны следующие процессы:

  • осадки – это выпадение воды на землю в виде дождя, снега, града и тумана;
  • перехват осадков – это процесс выпадения осадков не в почву или водоемы, а на деревья и другие растения. Такая влага сразу испаряется, не попадая в почву;
  • сток – это способ, с помощью которого вода передвигается по земле;
  • инфильтрация – это попадание жидкости внутрь почвы и ее фильтрация;
  • подземные потоки — это потоки под землей, которые располагаются в зоне аэрации;
  • испарения воды – это переход молекул из жидкого состояния в парообразное;
  • сублимация — переход молекул из твердого состояния в парообразное;
  • отложение – переход молекул из парообразного состояния в твердое;
  • адвекция – это перемещение водяных молекул (в любом состоянии) сквозь ;
  • конденсация – формирование пара в тучи и облака;
  • испарение – перемещение паров под воздействием солнечной энергии из почвы и растений в атмосферу;
  • просачивание – перемещение воды сквозь почву под действием .

Гидрологический цикл – это сложный процесс, который занимает от нескольких суток до нескольких лет. Океан полностью обновляется за 3200 лет – это значит, что вся вода в нем испаряется и возвращается обратно за тот же срок.

Интересно! Если всю воду, которая ежегодно испаряется, распределить равномерным слоем по всей поверхности , получится слой толщиной в метр!

Гидрологический цикл

Разновидности циклов

Ученые разделяют гидрологический цикл на несколько типов, по их масштабу и территории. Существует 5 основных типов:

  1. Мировой круговорот воды – жидкость из океанов испаряется и выпадает в форме осадков над материковой сушей, а позже с помощью рек и стоков возвращается в океан;
  2. Малый – жидкость с поверхности моря, испарившаяся под действием солнца, возвращается обратно осадками;
  3. Внутриконтинентальный цикл — происходит только над сушей;
  4. Геологический цикл осуществляется внутри суши, когда океан сообщается с подземными потоками;
  5. Глобальный –открытый, включающий в себя все типы круговоротов.

Как происходит круговорот воды в природе и каковы особенности каждого цикла. Это уникальное природное явление, благодаря которому все живое на Земле имеет доступ к питательным веществам.

Интересно! За год с поверхности Земли испаряется до 520 000 жидкости и выпадает обратно в виде осадков.

Мировой круговорот в природе

Значение

Почему знать гидрологический цикл и его принципы действия действительно важно? Значение круговорота в природе сложно недооценить, потому что он:

  • является связующим звеном для всей гидросферы;
  • жизненно важные вещества все время перемещаются по Земле, достигая нужных мест, питают почву, растения и микроорганизмы;
  • очищает и фильтрует мировой океан;
  • регулирует климат.

Нерациональное использование воды может привести к нарушению гидрологического цикла и стать причиной возникновения непоправимых последствий для всей Земли и ее жителей.

Как объяснить данное понятие детям

Для детей объяснить несложно, используя простые понятия или преподнося все в виде сказки. Можно показать им простой схематический рисунок и рассказать в доступной форме о каждом изображенном процессе:

  1. Вода, которую мы пьем, употребляют также растения с животными, ведь она содержит в себе много полезных веществ;
  2. Вода живет в океане и реках, а также под землей;
  3. Солнце сильно греет океан, и он начинает сердиться. Когда вода в чайнике долго стоит на огне, она тоже сердится и выходит через носик. Так и часть жидкости в океане превращается в пар;
  4. В небе пар чувствует себя одиноко и сбивается в кучки. И получаются облака и тучи, которые летают над землей, гонимые ветром;
  5. Солнышко ночью не греет, поэтому пар перестает сердиться и снова превращается в жидкость, которая выпадает из тучи на землю, где пополняет реки, впадающие в океан;
  6. Все повторяется сначала.

Вывод

Объясняя круговорот воды в природе для детей, не стоит забывать о наглядных пособиях и использовать кипящий чайник, кубики льда и пар. Самое важное – показать, что жидкость — важный ресурс, и к ней необходимо относится бережно. В итоге, чтобы понять, усвоили дети урок или нет, стоит задать им вопрос «Что такое круговорот воды в мире?» и послушать их ответы. Если вы все хорошо объяснили, то получите правильный ответ.

Лилия Абрамкина
Беседа: «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе».

Беседа «Вода вокруг нас . Круговорот воды в природе ».

Цель : Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни , показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде , рассказать, что капельки воды в природе «ходят» , движутся по кругу .

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу » .

Цель : Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе .

Развивающая среда : глобус, картины с изображением реки, озера, моря; схема круговорота воды в природе , запись музыки Э. Мариконэ «Капли дождя» , трафареты рыбок, карандаши, ножницы.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лилия Владимировна, я хочу с вами познакомиться. Я буду подходить к вам, а вы положите на мою ладонь свою ладошку и назовите своё имя.

Вот мы и познакомились, какие тёплые у вас ладошки, я думаю нам будет приятно вместе общаться.

Читает стихотворение Н.Рыжовой :

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без неё нам не прожить!

Вот это да! Какая важная

Какая нужная вода !

«Путешествие по глобусу»

В. Скажите, кому и для чего она нужна?

Д. Человеку, животным, растениям.

В. Интересно много ли воды на нашей планете ? Давайте посмотрим на глобус. Знаете, что такое глобус?

Д. Отвечают.

В. : Глобус – это модель земного шара, так из космоса выглядит наша планета Земля.

В. : Что на глобусе обозначено голубым цветом?

Д. : Вода .

В. : Какие цвета вы ещё видите?

Д. : Зелёный, коричневый, жёлтый.

В. : Что обозначено этими цветами?

Д. : Горы, леса, пустыни.

Воспитатель быстро крутит глобус и спрашивает : какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

Д. : Значит, что воды больше .

В. : Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

А вы знаете, что в морях и океанах вода солёная ? А можно употреблять морскую солёную воду для питья?

В. Конечно, нет. Но посмотрите как много солёной воды на нашей планете ! Кому- то же, она наверное нужна. Как вы думаете, кому?

Д. Морским обитателям, людям для плавания и др.

В. Могут ли люди, животные, населяющие Землю пить воду из моря, океана?

В. А какую воду можно пить людям, животным?

Д. Несолёную, пресную.

В. Откуда берётся пресная вода .

Д. Из родников, ручейков, рек и озёр.

В. А как же рождается речка? Хотите узнать?

Моделирование реки.

Проходите все за мной к столу. Посмотрите сколько здесь полосок ткани разной длины и ширины.

Подумайте, из какой полоски ткани мы выложим большую реку?

Д. Из широкой. (Выкладывают)

В. : Вот эта широкая и длинная полоска ткани – главная река. А что же будут обозначать вот эти узкие голубые ленты?

Д. : Маленькие речки и ручейки.

В. : Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. (Выкладывают) .

В. : Кто теперь расскажет, как рождается большая река?

Д. : Ручейки и маленькие речки впадают в одну главную реку.

Мы с вами сделали модель реки, теперь вы знаете как рождается большая река. Проходите на свои места.

В. : Мы с вами узнали, что большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Ребята,подумайте и скажите :

А как ещё может вода в речку попасть ?

Д. : Когда идёт дождь, тает снег и т. д.

В. : А сейчас я расскажу вам об одном интересном законе природы ,называется он : «Круговорот воды в природе » .

Круговорот воды в природе .

Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе , рассказывает, что капельки воды в природе «ходят» , движутся по кругу , объясняет как это происходит. Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю . Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много , много. Когда солнышко греет вода испаряется , превращается в пар. Пар поднимается вверх и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше , тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, получаются лужи…. и всё начинается сначала. (Жестом показать «так по кругу движется вода в природе , получается круговорот ».Давайте вместе скажем : - Круговорот воды в природе .

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу » .

Одеть детям ободки- капельки.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки Капельки и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя) . Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает что им делать.

«Полетели Капельки на землю… Попрыгали, поиграли. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они парами и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручейки – пары, взявшись за руки) . Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) . Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу ). Плавали, плавали Капельки в океане, устали, решили отдохнуть, (дети приседают, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, поднимают руки вверх) . Испарились они под лучами солнышка, вернулись на небо, к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Дети садятся на места.

Экспериментальная деятельность.

Ребята,а теперь посмотрите : перед вами две ёмкости с водой.Скажите : вода в них одинаковая ?

Д. : Нет. В одной ёмкости вода чистая , а в другой грязная.

В. : А какую воду вы хотели бы выпить – эту, или эту?

Д. : Вот эту.

В. : А почему?

Д. : Потому, что воду надо пить чистую.

В. : А давайте попробуем очистить грязную воду и посмотреть, что же делает воду такой грязной? Для этого возьмём воронку, вложим в неё специальную бумагу и начнём пропускать воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается.

Д. : Вода стала чистой .

В. : А что стало с бумагой?

Д. : Она стала грязной.

В. Как вы думаете, откуда столько грязи в речной воде?

Д. Люди бросают мусор в реку, моют машины.

В. : Ребята, а как вы думаете, в какой воде хорошо живётся её обитателям?

Д. В чистой, светлой.

В. : Да, в той, в которую не бросают мусор, не моют машины, не сливают грязные отходы заводы . В вашем посёлке есть речка или озеро? А вы как бережёте свою речку?

Д. : Отвечают.

В. Молодцы, заботитесь о своей реке, хорошо живётся в ней рыбкам! А давайте сделаем рыбок для нашей речки, которую мы моделировали. У вас на столе есть рыбки из картона, карандаши. Дорисуйте детали, старайтесь делать всё аккуратно, тогда рыбки получатся у вас красивые.

Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная помощь воспитателя.

По окончании работы воспитатель с детьми прикрепляют рыбок.

Посмотрите, какая у нас получилась речка, сколько в ней рыбок, они такие красивые.

8. Итог занятия.

Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили?

Что интересного вы узнали?

Что понравилось вам на занятии?

В природе путешествует вода

Она не исчезает никогда!

То в снег превратится, то в лёд,

Растает и снова в поход!

По горным вершинам,

По снежным долинам,

Вдруг в небо взовьётся,

Дождём обернётся.

Вокруг оглянитесь ,

В природу вглядитесь !

Вас окружает везде и всегда –

Наша спутница –

Волшебница … (хором) Вода

Ребята, вы молодцы, очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, нарисовали замечательных рыбок. Спасибо вам за активную, заинтересованную работу на занятии.

Основная жидкость планеты

Вода - важнейшая составляющая жизни любого биологического организма на Земле. Потому важно изучать, наблюдать и следить за количеством, качеством и состоянием водного ресурса планеты. Основные запасы этой живительной влаги сосредоточены в мировом океане. И уже испаряясь оттуда, влага питает Землю, благодаря процессу, называемому круговоротом воды в природе. Вода - очень подвижное вещество и легко переходит из одного своего состояния в другое. И, благодаря этому, может легко достигать самых отдаленных от источника уголков. Как же происходит этот процесс?

Как и почему происходит циркуляция воды?

Под действием тепла, излучаемого Солнцем, вода постоянно испаряется с поверхности океана, переходя в газообразное состояние. Вместе с потоками теплого воздуха пар поднимается вверх, образуя облака. Они легко уносятся ветром от первоначального места испарения. Постепенно захватывая на своем пути все новые испарения, тучи остывают на пути вверх. В какой-то момент наступает следующий этап - конденсация. Она возможна, когда воздух приходит в состояние насыщения (100% влажность) водяными парами. Обычно это случается при достаточном охлаждении. Известно, что максимальное количество пара, которое может удерживаться в воздухе, пропорционально его температуре, поэтому в определенный момент охлаждения наступает насыщение облака паром, что ведет к переходу воды в следующее - жидкое или кристаллообразное - состояние. И если облако в этот момент находится все еще над океаном, то влага возвращается туда, откуда пришла. Так завершился один малый круговорот воды в природе. Этот процесс не замирает ни на минуту. Вода над мировым океаном постоянно циркулирует.

Как вода циркулирует над сушей

Не вся влага выпадает обратно в океан. Большое количество пара вместе с пассатами и муссонами относится вглубь материков, выпадая по мере движения в виде осадков на Землю. Часть этой влаги задерживается в верхних слоях почвы, питая растения, другая часть стекает к ручейкам и рекам, чтобы, добравшись до морей и океанов, снова испариться и попасть в следующий круговорот воды в природе. Совсем небольшая доля выпавших осадков просочится сквозь почву вглубь, и, достигнув водонепроницаемого слоя (глины, скальных пород), будет стекать по этому склону. Часть подземных вод снова найдет выход на поверхность, образуя ключи с кристально чистой водой, чтобы позже влиться в реки и снова испариться для следующего цикла. А другая их часть по трещинам и расщелинам будет дальше просачиваться в недра Земли, пока не достигнет слоев с высокой температурой, где снова превратится в пар, чтобы опять завертеться в подземном круговороте или вырваться на поверхность термальным источником.

Маршруты воды в природе

Ежегодно в воздух испаряется порядка четырехсот тысяч кубических километров воды, и только одна пятая их приходится на сушу, площадь которой в три раза меньше поверхности мирового океана. Вода испаряется с поверхности суши не только почвой, но и растительностью: каждым листочком на дереве и каждой травинкой на Земле. Проследить за всеми возможными путешествиями воды крайне сложно. Но смоделировать сильно упрощенный вариант, демонстрирующий круговорот воды в природе для детей, вполне реально даже у себя в квартире.

Опыт, демонстрирующий испарение и конденсацию влаги

Чтобы продемонстрировать первый этап круговорота - испарение воды с поверхности водоемов под действием солнечных лучей - достаточно будет взять стакан, наполненный до половины водой, поместить его в пластиковый герметично закрывающийся пакет и прикрепить это скотчем, к оконному стеклу в солнечный день. Через некоторое время (зависит от температуры в комнате и интенсивности солнечного света) вы увидите, что стенки пакета запотели, а еще через время, на них образуются капельки воды.

Демонстрационная модель полного цикла круговорота воды

Более сложную модель можно собрать, используя емкость, частично заполненную подкрашенной синим красителем водой (имитация мирового океана), прозрачный, можно перфорированный, пакет, заполненный песком в достаточном количестве, чтобы поднимался над водой более чем наполовину (суша). Всю конструкцию максимально плотно закрыть полиэтиленовой пленкой и закрепить. Над «сушей» поставить небольшую емкость со льдом (лед создаст необходимый для опыта холод в верхних слоях "атмосферы"), над "океаном" поместите настольную лампу (Солнце), которая будет излучать тепло. Включив ее, через некоторое время получим на пленке, над сушей, в холодном месте конденсат влаги, которая чуть позже каплями выпадет на сушу. И если пакет с перфорацией, то можно увидеть, как влага, просачиваясь сквозь песок, стекает все ниже к океану.

Что нам остается делать

Круговорот воды в биосфере - очень важный процесс для всей планеты. Нарушение или выпадение хотя бы одного звена приведет к глобальным и, весьма вероятно, непоправимым последствиям для всех. Австралийские и американские ученые на основании своих наблюдений за погодой, охвативших 50 лет, пришли к заключению, что круговорот воды в природе из-за глобального потепления стал ускоряться. А это, в свою очередь, приведет к тому, что засушливые районы станут еще суше, а там, где и сейчас климат дождливый, будет выпадать еще больше осадков. Все это доказывает одно: человечеству стоит серьезнее относиться к своей деятельности, которая неразрывно связана с природой.



В продолжение темы:
Роды

В дни, когда под запретом мясо, раздумья на тему, что приготовить на ужин постного, зачастую становятся весьма мучительными. Особенно в том случае, если пост продолжительный....

Новые статьи
/
Популярные