Рогатая гадюка — описание, где обитает, особенности. Рогатая гадюка Внешние признаки персидской рогатой гадюки

Рогатая гадюка — описание, где обитает, особенности. Рогатая гадюка Внешние признаки персидской рогатой гадюки

В Африканских пустынях с давних времен прочно обосновалась, наводя ужас на аборигенов, рогатая гадюка. Одним только своим видом это существо может напугать, ведь над глазами у рептилии красуются маленькие, но страшненькие рожки. Все понимают, что опасность таится совсем не в этом необычном для змей украшении, но все равно боятся.

Что касается опасности, то стоит вспомнить всем известную, очень под названием Шумящая. Рогатая гадюка схожа с ней тем, что у обеих показатель токсичности яда просто зашкаливает. Его гемолитические токсины значительно увеличивают скорость разложения тканей. В своем семействе эти ядовитые гады по опасности для человека стоят на первых местах. Но сегодня поговорим об одной из них - гадюке рогатой.

Рогатая гадюка: описание

Несведущие люди могут спутать рогатую гадюку с ее родственницей, которая также имеет украшение в виде маленьких рожек. Называется она - рогатая древесная гадюка. Отличия между этими ядовитыми особами существенные. Древесная рептилия обитает в Танзании в горных хребтах, и цвет ее от желтого с зеленым оттенком может доходить до черного или серого, чего не скажешь о рогатой гадюке. Одним словом, связывает их между собой только принадлежность к одному роду, необычайная ядовитость и рожки на голове.

Пора вернуться к нашей главной героине статьи - рогатой гадюке. Ее тело в длину достигает 65-70 см. Туловище довольно массивное и толстое, худышкой эту особу не назовешь. Хвост короткий, к концу резко сужается.

Голова треугольной формы, она строго ограничена шейным перехватом от туловища. Глаза большие с вертикальными зрачками. Над глазами чешуйки вертикально приподняты, они имеют острые кончики. С виду такое змеиное «украшение» выглядит точно, как небольшие рожки, смотришь на них и ощущаешь двоякие чувства - страх и восхищение!

Все тело гадюки покрывают чешуйки, направлены они под углом вниз, таким образом образуется подобие пилы. Окрас спинки желтый, вдоль боков и спины расположены оливковые пятна.

Ареал обитания

Обитает рогатая гадюка в жарких пустынях и на песчаных дюнах. ядовитого существа распространяется на Северную Африку и часть Аравийского полуострова. Раскаленные пески - родной дом данной рептилии.

Передвигается она боковым ходом, забрасывая заднюю часть тела вбок и одновременно вперед. Когда наступает период выведения потомства, гадюка подыскивает место с небольшим количеством воды. А в остальное время прекрасно чувствует себя в безводной местности, отлично перенося резкие перепады суточной температуры.

Рогатая гадюка: образ жизни

Рогатая красавица - единоличница, компаний она не любит, исключением является только брачный период. гадюка ведет в ночное время, днем любит понежиться на солнышке, но больше спит, зарывшись в песок или укрывшись среди скал. «Загорая» под солнечными лучами, она старается устроиться так, чтобы большая часть ее тела была открыта солнцу.

Если рогатая гадюка замечает опасность, сразу же делает все, чтобы напугать врага. Обычно в таких случаях она сворачивается в полукольцо и трется одним боком о другой. Во время таких змеиных движений чешуйки трутся друг о друга, издавая при этом чрезвычайно неприятный звук. Услышав его, сразу хочется уйти подальше от этого опасного места.

На охоту змея выходит в ночное время, но если при свете дня ей попадается легкая добыча, рогатая хищница не упустит возможности перекусить. Охотится, по самые глаза зарывшись в песок. Таким образом она может долгое время поджидать свою жертву.

Как только рядом появляется добыча, гадюка сразу же атакует ее, широко раскрыв при этом пасть. Клыки выдвигаются вперед и становятся вертикально. Когда пасть смыкается на теле жертвы, змея прокусывает ними кожу и впрыскивает яд. После этого, отпустив пленника, охотница спокойно ждет. Время ожидания исчисляется минутами, затем рептилия прикасается к недвижимому телу языком, если добыча не реагирует, то змея заглатывает ее целиком.

В меню гадюки входят: птицы, пресмыкающиеся, грызуны и прочая мелкая добыча.

Размножение

Брачный сезон у рогатых гадюк проходит с апреля по июнь. В это время змеи чрезвычайно активны, они снуют в поисках партнера. Встретившись, гадюки долго не проводят время вместе. Как только происходит спаривание, они расползаются по своим территориям.

Будучи яйцекладущей змеей, рогатая гадюка старательно подыскивает место с влажным грунтом. Когда участок найден, оплодотворенная самка роет ямку и туда откладывает яйца. В одной змеиной кладке бывает до 20 яиц. Зарыв яйца со своим будущим потомством, удовлетворенная рептилия уползает по своим делам, на этом ее материнская миссия окончена.

По истечении двух месяцев из яиц появляются маленькие гадючки. Они совсем не беспомощные, как большинство новорожденных. С первого дня жизни проявляют навыки хищников, умело заглатывая саранчу. По мере роста добыча змеек становится все весомее, да и сами они прибавляют в размерах. Половозрелыми рогатые гадюки становятся в двухлетнем возрасте.

Как уже говорилось ранее, укус представителей этого смертельно опасен. Кажется, что не найдется человека, который бы хотел оказаться рядом с этим чудовищем. Но, несмотря на опасность, многие любители террариумов заводят у себя дома рогатых гадюк. Стоит заметить, что в неволе при надлежащих условиях чувствуют себя прекрасно.

Плоская голова, пара острых рожек над почти кошачьими глазами, необычная манера передвижения – обладательница столь запоминающейся внешности не могла не оставить свой след в истории. И действительно, рогатая гадюка (лат.Cerastes cerastes ) давно и хорошо известна на своей родине – в засушливых саваннах и предгорьях Северной Африки, в зыбучих песках пустыни Сахары и на Аравийском полуострове.

По свидетельствам греческого историка Геродота, древние египтяне относились к рогатым гадюкам с большим почтением и даже бальзамировали тела погибших змей. Их мумии были обнаружены при раскопках в Фивах, что наводит на мысль о важной и даже мистической роли рогатых змей в жизни древних жителей Египта. Именно эта рептилия послужила египтянам основой для одной из букв алфавита – иероглифа «фи». Считается, что причиной тому было умение рогатых гадюк издавать шипящие звуки при помощи боковых чешуек.

Вообще роль, которую играют эти похожие на заостренные лопасти чешуйки в жизни рогатых змей, трудно переоценить. Они намного мельче спинных чешуек, проходят вдоль всей боковой поверхности туловища и направлены под углом вниз, образуя нечто вроде длинной острой пилы.

Когда рептилии необходимо зарыться в песок, она раздвигает ребра в стороны, тем самым сплющивая туловище, и быстрыми вибрирующими движениями, используя пилообразные чешуйки как роющий механизм, в считанные секунды утопает в песке. Увидеть след от спрятавшейся в песок гадюки вряд ли получится: первое же дуновение ветерка уносит за собой еле заметные песчаные бугорки, оставшиеся от погружения.

Всю светлую часть дня рогатая гадюка проводит в покинутых норах грызунов или зарывшись в песок, оставляя на поверхности только глаза. Заметить ее в таком положении почти невозможно: песочно-желтая окраска туловища, разбавленная бурыми пятнами, отлично справляется с ролью камуфляжа. Под покровом ночи рогатые хищницы выходят на охоту: бесшумно передвигаясь по ночной пустыне, они ловят мелких грызунов, птиц и ящериц.

Если маскировочной окраски оказывается недостаточно, и нужно отпугнуть незваного гостя, рогатая змея становится на хвост в форме буквы «С» и начинает энергично тереться одной частью тела о другую. И здесь снова приходят на помощь боковые чешуйки: цепляясь друг за друга, они производят громкий шипящий звук, который может непрерывно длиться почти две минуты.

И, конечно, самым убедительным аргументом в деле защиты является яд. Говорят, что после укуса рогатой гадюки появляется ощущение, что сердце сжимает невидимый кулак. Но в общем, яд этой змеи не смертелен, и те же египтяне научились обезвреживать его более двух тысяч лет назад.

Еще одна интересная черта этой рептилии – ее манера передвигаться. Перемещается по песку рогатая гадюка так называемым «боковым ходом». Она поочередно забрасывает вперед и в сторону заднюю часть туловища, и только потом подтягивает переднюю. Поскольку при движении гадюка не касается песка средней частью тела, то ее след представляет собой не непрерывную линию, а ряд косых параллельных полосок, расположенных под углом примерно 60 градусов к направлению движения.

А пока рогатая гадюка ползет, ее выступающие по бокам чешуйки собирают утреннюю росу, запасая бесценную влагу, чтобы пережить еще один долгий жаркий день.

Аннотация: В статье описаны народные представления о змее и связанные с нею ритуалы, сохранившиеся в народной культуре калмыков, также проанализированы устные рассказы о змее, записанные автором в полевых экспедициях

Подготовлено при поддержке регионального гранта РГНФ (№ 131408001/р «Мифы, легенды, предания калмыков (несказочная проза калмыков) (подготовка текстов к изданию)»).

Ключевые слова: калмыки, мифология, змея, магические ритуалы, змеиные рога, лечебные обряды, суеверия.

The snake in the mythology of Kalmyks

T. G. Basangova

Abstract: Article describes the folk conception of snakes and linked rituals in the folk culture of Kalmyks. It also analyzes the oral testimonies recorded during the field search.

Keywords: Kalmyks, snake mythology, magic rituals, snake horns, curative rituals, superstitions.

В мифологии калмыков образ змеи занимает особое место. Суеверные калмыки считали, что змеи бывают несколько видов - это змея с двумя головами и рогатая змея. Среди калмыков существовал выспрашивания рогов у змеи: нужно было сесть перед ползущей змеей и расстелить белый платок и тогда змея, сбросив рога на белый платок, ползет дальше. Калмыки считали, что эти рога бывают золотого или серебряного цвета. Встреча со змеей носит у калмыков знаковый характер.

Наши полевые исследования, которые проводились в 2008 году в Кетченеровском районе Калмыкии со сбором сведений об обрядах встречи со змеей позволяют сказать, что встреча со змеей, по мнению калмыков, имеет позитивный характер. Информант в этом случае говорит, что встреча со змеей - хорошее предзнаменование, сулящее изменение в образе жизни человека. О таком человеке узнавали быстро, о нем говорили, что он счастливый человек, что в его доме с этих пор поселится «кишг» - счастье. Человек, которому змея подарила рога, должен был сшить маленький мешочек и там его хранить, положить около бурханов, предварительно окропив его молоком, а также символически подарить рогам одежду - оскаль - кусочки ткани белого и желтого цветов. С этого времени человек имел право заниматься лечением (инф. А. С. Бадминова).

По представлениям калмыков, со змеей может встретиться не всякий человек, а только человек с хорошей кармой, с хорошими и добрыми чувствами. Нам всей территории Калмыкии сохранились устные рассказы, повествующие о встрече со змеей. Обычно они следующего содержания, как нам рассказывала А. Нимеева:

«Мой прадед, его звали Баган Буджа, однажды встретился с необыкновенной змеей. Скакал он по безлюдной степи и вдруг конь, дотоле скакавший спокойно, резко остановился. Так, что с места не сдвинешь. Стал тихо ржать. Слез Баган с коня и видит, что поперек дороги лежит змея, с виду необыкновенная - белого цвета и с маленькими рогами.

Тогда мой прадед вытащил из кармана белый платок, постелил его перед собой и стал молиться, бить поклоны. Тогда змея подползла к нему поближе и оставила на белом платке свои маленькие рога.

Мой прадед рассказал об этом случае в хуруле. Гелюнги объяснили, что это дар его предков свыше.

С помощью змеиных рогов хорошо излечиваются разные опухоли женской груди, а также опухоль коровьего вымени, потертости от седла на теле коня. Человек, которому были подарены змеей рога, должен был аккуратно с ними обращаться, также нарядить их в белую и красную одежду, хранить в мешочке, предварительно положив в него медную и серебряную монету » (инф. А. Нимеева, пос. Эвдык Кетченеровского района).

В настоящее время семья Нимеевых проживает в городе Элисте. До сих пор в семье бережно хранятся змеиные рога, на которые надето мно­жество подарков - омскул, согласно ритуалу. К ним приходят страж­ду­щие с целью излечения разных болезней, преимущественно опухо­лей.

Общим для таких рассказов является так называемый базовый мотив - выспрашивание змеиных рогов с помощью расстилания белого платка. Примечательно, что встреча со змеей в пути человека имеет прямую связь с обрядом отправки в путь. Человеку, отправляющемуся в путь, дарят подарки, преимущественно белого цвета, чтобы дорога была беспрепятственной, в том числе монеты, которые выполняли охранительную роль (Басангова, 2008: 413).

Как видно из обряда со встретившимися змеями, ношение этих предметов в пути носит утилитарный характер. Данный жест с расстиланием белого платка, чтобы получить богатство, а в дальнейшем получить дар лекаря, сохранен в русской традиции. А. Н. Афанасьев приводит рассказ о том, что если на Воздвиженье положить в лесу белый платок, то сюда сползутся змеи с золотыми рожками, станут сбрасывать свои рожки на платок: кто их возьмет, тот будет счастлив. (Афанасьев,1996: 164).

Если у калмыков змея должна встретиться с человеком случайно, то у русских обозначен день, когда в лесу нужно стелить белый платок, чтобы на него заползли змеи. Фольклорная традиция калмыков не сохранила элементов речи, которые должен говорить человек змее. Но попытки узнать язык змей сохранились в калмыцких сказке «О встрече трех мужчин со змеей» из репертуара Санджи Манджикова. Змея предстает перед путешественниками в следующем виде: хвост держит в пасти. Когда стал путник падать на змею, тогда змея высунула свой языки, и человек лизнул его, по просьбе змеи. С этих пор человек стал понимать язык змей (Хальмг туульс, 1968: 204).

По всей видимости, вместе с даром знания змеиного языка, человек получает дар провидения и дар лечение. В этом же сюжете человек, преодолев некоторое расстояние со змеей, на которой он сидит верхом, доезжает таким образом к змее - супруге, которую он излечивает, вытащив большую занозу из ее спины, затем плюнув три раза и посыпав песком. Дар змеи мужчине представляет собой листочек, который он должен был положить перед сном под подушку и уснуть. Так и сделал этот мужчина. С этих пор он стал понимать язык все существ-червей, лягушек, мышей и змей. Об ойратском богатыре Бум Эрдени говорится, что «он с детства знал язык шестидесяти существ» (Монголо-ойратский героический эпос, 1923: 143). Здесь, видимо, обозначено представление о наследственном даре знания языка животных.

Нам удалось записать обряд обучения умению говорить: «Если маленький ребенок не умел говорить, то на помощь звали человека, обладающего красноречием, и тот старался лизнуть язык маленького ребенка» (инф. Б. Манджиева).

Калмыки отождествляют змей с духом воды - лусом. Духу воды - лусам приносят жертвы на празднике «усун-аршан». В монгольской традиции, если «человеку встретится змея, проглотившая мышь, ее нужно погладить и этот человек становится костоправом» (Баярсайхан, 2002: 54).

Герой калмыцкой сказки в пути часто встречает змею, которая бы­ст­ро растет. Герой постепенно знакомится со змеиным языком. В сказке опи­сывается ритуал передачи знания змеиного языка: змея просит героя лиз­нуть ее язык, и с этих пор герой сказки понимает язык змей. Кал­мы­ки о человеке с язвительным языком говорят: моєа келті (со змеиным языком).

Т. В. Цивьян отмечает, что «змеи - основообразующий персонаж в модели мира» (Цивьян, 1984: 85). Один из главных героев калмыцкого героического эпо­са «Джангар» - Хонгор - связан своим происхождением с нижним ми­ром: его матерью является Шилті Моєа хатн (ханша Хрустальная Змея). В эпосе приведен ряд сравнений змеи с неодушевленными предметами: с пру­­том, веткой, палкой, ремнем, дорогой. Подтверждают эти уподо­б­ле­ния образцы калмыцких загадок, в которых змея сравнивается с плетью, ве­­ре­­в­кой (Калмыцкие загадки и пословицы, 1960: 230, 235)..

Змеиная шкура применялась при лече­нии опухолей (хавдр ) на коже. Человек, нашедший шкуру змеи, должен был ее высушить и хранить потом в специальном мешочке. Обряд лече­ния построен на имитативной магии: кожу змеи прикладывают к коже человека.

В устных рассказах калмыков сохранилось представление о змее не­о­бы­чайно больших размеров, отличавшейся от степных гадюк. Змея се­ли­лась в местности, богатой родниками, с садами и огородами, и по­сте­пен­но становилась хозяйкой этих угодий, а также хранительницей распо­ло­женного там жилья. В пределах места обитания змеи люди не боялись ее, а при встрече с ней произносили заговор: «Змея, змея, зайди в свою но­ру» или про­­из­­носили: «Фу, фу!», посыпали ей вслед золу или песок. Таким же об­ра­зом заговаривали змеиный след (инф. А. С. Бадминова, 1922 г. р., ики-дербет, род ики-чонс). Также у каждого калмыцкого рода были тайные зна­ния, которые передавались из рода в род. Таков, например, заговор, говорившийся при рождении ребенка.

Для облегчения р­одов женщины из рода оргакин пили змеиный отвар. Змеиную шкуру заготавливали летом, предварительно ее высу­шив. Отвар из кожи змеи выпивали непосредственно перед началом схваток, и тогда ребенок, по мнению информантов, как змея извиваясь, должен выйти из утробы матери. В данном ритуале, записанном от представителей рода, наблюдаются отголоски культа змей. Возможно, текст заговора звучал следующим образом: «Мой ребенок, выйди из материнской утробы, извиваясь, подобно змее» (инф. Людмила Оконова, 28 лет, дербетка, род оргакин, запись автора. Полевой дневник автора, 2006 г.).

Таким образом, в фольклорной традиции калмыков образ змеи многозначен и динамичен, требует дальнейшего изучения. Народные представления о змее сохранились также у современных калмыков.

Список литературы:

Афанасьев, А. Н. (1996) Зооморфические божества у славян: птица, конь, бык, корова, змея и волк / сост., подгот, текстов, статья и комм. А. Л. Топоркова. М.

Басангова, Т. Г. (2008) Заговор на хорошую дорогу в калмыцком фольклоре // Дагестан и Северный Кавказ в свете этнокультурного взаимодействия в Евразии. Махачкала.

Баярсайхан (2002) Этнокультурная лексика современного монгольского языка. М.

Калмыцкие загадки и пословицы (1960). Элиста.

Монголо-ойратский героический эпос (1923). СПб.-М.

Хальмг туульс (Калмыцкие сказки) (1968). Элиста. - На калм. яз.

Рогатая гадюка. July 31st, 2013

Плоская голова, пара острых рожек над почти кошачьими глазами, необычная манера передвижения - обладательница столь запоминающейся внешности не могла не оставить свой след в истории. И действительно, рогатая гадюка (лат. Cerastes cerastes ) давно и хорошо известна на своей родине - в засушливых саваннах и предгорьях Северной Африки, в зыбучих песках пустыни Сахары и на Аравийском полуострове.


По свидетельствам греческого историка Геродота, древние египтяне относились к рогатым гадюкам с большим почтением и даже бальзамировали тела погибших змей. Их мумии были обнаружены при раскопках в Фивах, что наводит на мысль о важной и даже мистической роли рогатых змей в жизни древних жителей Египта. Именно эта рептилия послужила египтянам основой для одной из букв алфавита - иероглифа «фи». Считается, что причиной тому было умение рогатых гадюк издавать шипящие звуки при помощи боковых чешуек.


Вообще роль, которую играют эти похожие на заостренные лопасти чешуйки в жизни рогатых змей, трудно переоценить. Они намного мельче спинных чешуек, проходят вдоль всей боковой поверхности туловища и направлены под углом вниз, образуя нечто вроде длинной острой пилы.


Когда рептилии необходимо зарыться в песок, она раздвигает ребра в стороны, тем самым сплющивая туловище, и быстрыми вибрирующими движениями, используя пилообразные чешуйки как роющий механизм, в считанные секунды утопает в песке. Увидеть след от спрятавшейся в песок гадюки вряд ли получится: первое же дуновение ветерка уносит за собой еле заметные песчаные бугорки, оставшиеся от погружения.


Всю светлую часть дня рогатая гадюка проводит в покинутых норах грызунов или зарывшись в песок, оставляя на поверхности только глаза. Заметить ее в таком положении почти невозможно: песочно-желтая окраска туловища, разбавленная бурыми пятнами, отлично справляется с ролью камуфляжа. Под покровом ночи рогатые хищницы выходят на охоту: бесшумно передвигаясь по ночной пустыне, они ловят мелких грызунов, птиц и ящериц.


Если маскировочной окраски оказывается недостаточно, и нужно отпугнуть незваного гостя, рогатая змея становится на хвост в форме буквы «С» и начинает энергично тереться одной частью тела о другую. И здесь снова приходят на помощь боковые чешуйки: цепляясь друг за друга, они производят громкий шипящий звук, который может непрерывно длиться почти две минуты.

И, конечно, самым убедительным аргументом в деле защиты является яд. Говорят, что после укуса рогатой гадюки появляется ощущение, что сердце сжимает невидимый кулак. Но в общем, яд этой змеи не смертелен, и те же египтяне научились обезвреживать его более двух тысяч лет назад.


Еще одна интересная черта этой рептилии - ее манера передвигаться. Перемещается по песку рогатая гадюка так называемым «боковым ходом». Она поочередно забрасывает вперед и в сторону заднюю часть туловища, и только потом подтягивает переднюю. Поскольку при движении гадюка не касается песка средней частью тела, то ее след представляет собой не непрерывную линию, а ряд косых параллельных полосок, расположенных под углом примерно 60 градусов к направлению движения.zoopicture.ru/rogataya-gadyuka/


А пока рогатая гадюка ползет, ее выступающие по бокам чешуйки собирают утреннюю росу, запасая бесценную влагу, чтобы пережить еще один долгий жаркий день.

Рогатая гадюка (лат. Cerastes cerastes) – самая опасная обитательница африканских пустынь из семейства Гадюковых (лат. Viperidae). Угрожающий вид придают ей торчащие над глазами небольшие рожки. В яде этой змеи содержатся гемолитические токсины, которые увеличивают скорость разложения тканей.

Укус этой гадюки смертельно опасен для человека, поэтому ее обожают любители острых ощущений и экзотических животных. Рептилию можно содержать в неволе, а при создании надлежащих условий она легко размножается в террариумах.

Распространение

Ареал обитания распространяется на Северную Африку и часть Аравийского полуострова. В жарких пустынях и на песчаных дюнах рогатая гадюка чувствует себя прекрасно.

Передвигается она боковым ходом, при этом забрасывая заднюю часть своего туловища одновременно вбок и вперед.

Рептилия хорошо переносит резкие перепады суточной температуры и безводную среду. Для выведения потомства она находит места с минимальным количеством воды.

Поведение

Гадюка рогатая предпочитает вести одинокий образ жизни. Большую часть дня она спит, зарывшись в песок или спрятавшись среди скал. Но охоту выходит ночью, хотя может поймать добычу и среди дня.

Зарывшись в песок по самые глаза, змея терпеливо поджидает жертву. Как только вблизи появляется птица, грызун или мелкое пресмыкающееся она мгновенно атакует их, широко раскрыв свою пасть. Ядовитые клыки выдвигаются вперед и становятся вертикально.

Сомкнув пасть на теле животного, она прокусывает кожу и впрыскивает яд. Затем она отпускает его и ждет, пока яд начнет действовать. Через несколько минут, гадюка пробует жертву своим языком, и если она не шевелится, то заглатывает ее целиком.

Для того чтобы погреться на солнышке, рептилия располагается так, чтобы максимальное количество ее тела смогло принять солнечные ванны.

В случае опасности змея старается напугать своего противника. Она сворачивается в полукольцо и трется одним боком о другой, а боковые чешуйки при этом трутся друг о друга и издают неприятный звук.

Размножение

Рогатые гадюки относится к яйцекладущим змеям. В апреле-июне у них начинается брачный сезон. Самцы и самки устремляются на поиски партнеров. После спаривания они расстаются навсегда.

Оплодотворенная самка отправляется на поиски подходящего участка для откладывания яиц. Найдя участок с влажным грунтом, рептилия вырывает ямку и кладет в нее около 20 яиц. Затем она зарывает их и отправляется прочь.

Через 8 недель на свет появляются маленькие змейки уже готовые к самостоятельной жизни. С первых минут они начинают заглатывать саранчу, а со временем употреблять пищу более крупного размера.

Половой зрелости рогатые гадюки достигают в возрасте двух лет.

Описание

Длина тела достигает 70 см. Треугольная голова четко ограничена от туловища шейным перехватом. Большие глаза имеют вертикальные зрачки. Торчащие над глазами острые вертикальные чешуйки напоминают маленькие рожки.

Туловище короткое толстое и массивное. Короткий хвост резко сужается к концу. Чешуйки, покрывающие тело направлены под углом вниз образуя подобие пилы. Спинка окрашена в желтый цвет с оливковыми пятнами вдоль боков и спины.

Продолжительность жизни рогатой гадюки в неволе составляет около 18 лет, а в дикой природе не превышает 15 лет.



В продолжение темы:
Роды

В дни, когда под запретом мясо, раздумья на тему, что приготовить на ужин постного, зачастую становятся весьма мучительными. Особенно в том случае, если пост продолжительный....

Новые статьи
/
Популярные