Программы научного исследовательской работы по садоводству. Тематика исследовательских работ по садоводству и советы по их выполнению в учреждениях дополнительного образования. Дополнительная литература и Интернет-ресурсы

Программы научного исследовательской работы по садоводству. Тематика исследовательских работ по садоводству и советы по их выполнению в учреждениях дополнительного образования. Дополнительная литература и Интернет-ресурсы

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр

ТЕМАТИКА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО САДОВОДСТВУ И

СОВЕТЫ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель: Кирилленко Светлана

Константиновна, зав. отделом

сельского хозяйства ДонРЭНЦ,

канд. биол. наук

г. Донецк – 2016 г.

Программой кружков по садоводству и виноградарству предусмотрено проведение работ по выращиванию посадочного материала в плодовой школке и питомнике; посадка плодовых деревьев и изучение более эффективных способов вегетативного размножения ягодных культур. Специфика полевого опыта с плодово-ягодными культурами обусловлена их биологическими особенностями, из которых важное значение для планирования, организации и проведения опытов имеют габитус, продолжительность жизни и широкая индивидуальная изменчивость деревьев и кустов. При планировании полевого опыта в саду и на ягодных плантациях необходимо учитывать не только варьирование показателей в зависимости от качества почвы опытного участка и расположения растений, но и хорошо знать индивидуальную изменчивость растений в закладке опыта Индивидуальный расчет урожая или других показателей, характеризующих изменчивость растений, составляет основу для правильного распределения изучаемых растений на группы по их состоянию (относительно слабые, средние и сильные), определение необходимого количества растений на участке и установления числа наблюдений. У плодовых культур наблюдается достаточно стабильное относительное варьирование урожаев, которое сохраняется на протяжении многих лет. Эта стабильность показателей, зависимость роста и плодоношения растений от их исходного состояния должна быть использована в исследовательской работе с многолетними плодовыми и ягодными культурами. Следует так совместить растения в зависимости от исходного состояния и вариантов, чтобы каждое из них использовало все многообразие условий опытного участка.

Посадочный материал плодовых культур должен выращиваться в питомниках с сохранением специальных условий. Необходимо использовать стандартные подвои, а при семенном размножении – наиболее выносливые виды и сорта с маточных деревьев отобрать однородные по силе развития стандартные «дички» и использовать для окулировки черенки со строго апробированных деревьев. Со всеми растениями в питомнике должен быть одинаковый и тщательный уход. Посадочный материал отбирают в питомнике до выкапывания и измеряют диаметр штамба, высоту растений, количество и прирост побегов. Все отобранные саженцы должны быть однородными по силе роста и с доброкачественной корневой системой. С опыта необходимо исключить все растения больные, маленькие, которые не подлежат дальнейшему изучению.

Отбор однородных саженцев отбирают опытные растения для каждого варианта и участки методом вероятной выборки, то есть путем рендомизации, которая исключает произвольный или непроизвольный субъективизм исследователя. Для агротехнических опытов рекомендуется использовать участки с количеством учетных деревьев:

для плодовых – 6-10 деревьев;

для кустов – 10-20 кустов

в рассаднике сеянцев – 20-25 кв. м

для клубники – 20-40 м.

Все опыты, которые требуют точных сравнений, необходимо закладывать, как правило, в 4-6- кратной повторности. Для опытов предварительного характера, возможна трехкратная повторность.

Урожай плодовых деревьев учитывается общим методом, взвешивая урожай из всех опытных деревьев. Для оценки эффективности агротехнических приемов или сортов проводят следующие основные учеты и наблюдения:

1. Глазомерные наблюдения степени плодоношения каждого дерева в баллах и возможного урожая в килограммах;

2. Учет хозяйственно пригодной падалицы;

3. Весовой учет урожая;

4. Оценку качества урожая, вкусовые качества, размер и однородность плодов, выход их по сортам, сроки его сбора, биохимический состав и другие.

У молодых деревьев, которые только вступают в плодоношение, урожай учитывают со всего участка. Чтобы найти средний урожай с дерева, полученный урожай со всех деревьев делят на количество учетных деревьев, учитывают также деревья, которые не плодоносят. При полном плодоношении урожай учитывают отдельно по каждому дереву. Началом полного плодоношения условно берется год, когда урожай с одного учетного дерева в среднем достигает: у яблони не менее 25 кг, у груши 15 кг и у косточковых не менее 10 кг.

Урожай с каждого повторения и в целом с варианта (сорта) в центнерах с 1 га рассчитывают по формуле:

В = А/Б. 100, где:

А – средний урожай с одного дерева (в кг);

Б – площадь питания одного дерева (в кв. м).

Учет урожая в опытах с ягодными культурами (смородина, крыжовник, клубника) проводят общим методом, определяют массу урожая ягод в каждом сборе на всех участках каждого из вариантов.

Для закладки полевых опытов с виноградом выделяют участки, типичные по естественным условиям (климат, почва, рельеф, экспозиции и так далее), сортовом составе и агротехническом состоянии насаждений той зоны, где будут использованы результаты исследований. Опыты с виноградом, которые проводят для получения результатов, необходимых для сравнительной оценки изучаемых сортов или вариантов, необходимо закладывать не менее чем в 4-кратной повторности. Трехкратная повторность допустима для опытов учебного характера, а также для опытов на хорошо выравненных виноградниках.

Учет урожая проводят путем взвешивания гроздей винограда, собранных со всех учетных кустов участка.

Примерная тематика опытнических работ

1. Изучение плодоношения различных сортов (в том числе и местных) орехоплодных.

С целью выявления лучших местных сортов ореховых культур проводят обследование, пользуясь представленной выше схемой:

Город, район, село:

1. Рельефные условия, крутизна и экспозиция склона, на котором растет дерево, группа деревьев;

2. Глубина залегания грунтовых вод;

3. Название породы, сорта;

4. Возраст дерева, год посадки, прививки или корнесобственные;

5. Сила роста, высота дерева и диаметр кроны (в м), толщина штамба (в см);.

6. Время цветения дерева, начало образования завязи, время созревания плодов, интенсивность плодоношения (ежегодное, периодическое);

7. Средний урожай в кг с одного дерева;

8. Морозостойкость;

9. Какими вредителями и болезнями повреждается сорт;

10. Общая характеристика качества плодов:

Величина плодов;

Средняя масса плода;

Форма (округлая, округло-удлиненная, обратно-яйцевидная, сплюснутая);

Окраска (светло-песочная, цвета соломы и др.);

Толщина скорлупы (от 1,5 мм – 2 мм);

Форма скорлупы (гладкая, ячеистая);

Характер внутреннего строения перегородок (тонкие или деревянистые).

11. Процент выхода ядра – от 40 до 65%;

12. Биохимические показатели: содержание углеводов, белков, жиров (до 65%);

2. Влияние удобрений на урожайность крыжовника, смородины.

Схема опыта.

1 вариант – без удобрений (контроль);

2 вариант – подкормка аммиачной селитрой из расчета 20 г на 1 кв.м;

3 вариант – подкормка весной аммиачной селитрой (20 г на 1 кв. м) и осенью суперфосфатом (30 г на 1 кв. м) и хлористым калием (15 г на 1 кв. м.

Методика исследований. В насаждениях для каждого варианта подбирают в два срокавысадки по 5 одинаково развитых кустов крыжовника, за которыми проводят необходимый уход.

Элементы учета.

1. Измерение суммарной длины однолетнего прироста побегов на каждом кусте и в целом по вариантам. Сравнение с контролем.

2. Подсчет урожая ягод с куста и по вариантам. Сравнение с контролем.

3. Определение массы ягод.

3. Влияние густоты посадки на урожай черной смородины.

Схема опыта:

1 вариант – посадка растений по схеме 2,0 х 1,0 м (контроль);

2 вариант – посадка растений по схеме 2,0 х 0,75 м;

3 вариант – посадка растений по схеме 2,0 х 0,5 м;

Методика закладки опыта. За 2 месяца до закладки опыта на участок в расчете на 1 кв. м вносят удобрения: органические – 10-12 кг, минеральные – суперфосфат – 60 г, хлористый калий – 20 г. После внесения удобрений участок вспахивают или перекапывают почву на глубину 25-27 см, а затем выравнивают. Посадку растений производят вручную в октябре под шнур с пометками на расстоянии 1,0 м, 0,75 м, 0,50 м. Саженцы высаживают на 3-4 см глубже, чем они росли в питомнике. После уплотнения грунта у саженцев их поливают и мульчируют, затем надземную часть растений срезают секаторами, оставляя на побеге 3-4 почки. Каждый вариант опыта должен состоять из трех рядов смородины длиной 10 погонных метров. Элементы подсчета:

1. Измерение летнего суммарного прироста побегов на каждом кусте отдельно и в целом по вариантам;

2. Определение урожая с каждого куста и по вариантам;

3. Определение массы ягод в граммах по каждому из вариантов;

4. Сравнение массы ягод в граммах по вариантам.

4. Влияние характера обрезки малины на плодоношение.

Схема опыта.

1 вариант – обрезка побегов на высоте 1,7 м;

2 вариант – обрезка побегов на высоте 1,5 м;

3 вариант – обрезка побегов на высоте 1,3 м;

4 вариант – обрезка побегов на высоте 1,1 м;

5 вариант – обрезка побегов на высоте 0,8 м.

Методика закладки опыта. Обрезку проводят ранней весной до начала сокодвижения. В каждом варианте должно быть 10-15 малины или 2 погонных метра. Растения должны быть хорошо развиты и здоровы. Обрезку проводят один раз во всех вариантах. В полевом журнале и дневнике наблюдений отмечают дату обрезки. Летом в период созревания ягод подсчитывают количество плодовых ветвей, измеряют их длину, а также ведут учет урожая по каждому варианту. Осенью, по окончании вегетации, подсчитывают количество новых побегов.

5. Сортоизучение садовой земляники.

В качестве стандарта необходимо взять либо районированный либо наиболее распространенный местный сорт садовой земляники (клубники).

Схема закладки опыта.

1 вариант – посадка образцов районированного (местного) сорта – контроль;

2, 3, 4, 5, 6 варианты: сорта которые изучаются в сравнении с контрольным (местным) сортом.

В исследованиях необходимо подбирать и испытывать наиболее продуктивные и устойчивые в местных условиях сорта, желательно подобрать новые сорта. Сорта обязательно должны одной группы спелости!

Методика закладки опыта. Участок для закладки ягодника должна быть выравненной. На участке высаживают не менее чем по 100 кустов каждого сорта. Посадка растений проводится по 2-4 рядка отдельными участками с расстоянием по 1 м между рядками и по 15-20 см в рядке. В конце рядка высаживают защитную полосу по 5-6 кустов из контрольного сорта.

Сортоизучение проводится по следующим показателям:

1. Сроки прохождения фенофаз в период вегетации;

2. Зимостойкость растений;

3. Устойчивость к болезням и вредителям;

4. Урожайность с куста и в целом по участку (г)

5. Качество ягод, размер, вкус, внешний вид.

6. Изучение эффективности различных норм азотных удобрений для садовой земляники.

Схема опыта.

1. вариант – без удобрений (контроль);

2 вариант – Р -240, К-240 – фон;

3 вариант – фон + азот-60;

4 вариант – фон + азот-120;

5 вариант – фон + азот-180;

6 вариант – фон + азот -240;

Применение удобрений в садах и ягодниках является важным мероприятием улучшения условий корневого питания у растений, повышения их урожайности и устойчивости к неблагоприятным условиям, особенно в зоне с неустойчивыми климатическими условиями. Азот лучше, чем другие элементы минерального питания, может усиливать рост, повышать урожайность. Нехватка азота приводит к уменьшению хлорофилла в листьях, а вместе с тем к снижению интенсивности фотосинтеза. Листья при этом имеют желтоватый оттенок и преждевременно опадают. Плоды мелкие. Нежелателен также избыток азота. В связи с этим, необходимо определить оптимальную норму азотных удобрений садовой земляники в конкретных условиях с целью повышения ее урожайности и качества ягод. Дозы удобрений добавляются в кг/га по действующему веществу. Фосфорные и калийные удобрения вносятся перед посадкой земляники в виде суперфосфата гранулированного (20%) и калия хлористого (54%) действующего вещества. Азотные удобрения вносят весной в виде аммиачной селитры (35%) перед первой обработкой почвы.

Площадь участка – не менее 3-4 кв. м (можно 5-6 кв. м). Повторность опыта желательно трехкратная.

Элементы учета эффективности удобрений.

1. Определение среднего размера пластинки листа (на миллиметровой бумаге определяют площадь листа);

2. Учет количества розеток, цветоносов, цветков, завязи и созревших ягод;

3. Количество стелющихся побегов и розеток листьев после окончания роста побегов (на каждом участке измеряется по 10 растений);

4. Учет урожая и качества ягод. Урожай ягод определяют с участка способом взвешивания. Для определения средней массы ягод отбирают образцы по 300-400 г.

7. Влияние сроков посадки черенков черной смородины (или красной) на их укоренение и рост.

Схема опыта.

1 вариант – черенки высаживают во второй половине сентября или в начале октября (в зависимости от климатических условий года);

2 вариант – заготовленные с осени черенки высаживают с началом проведения весенних работ;

3 вариант – заготовленные с осени черенки высаживают через 15 дней после посадки в варианте 2;

4 вариант – заготовленные с осени черенки высаживают через 15 дней после посадки в варианте 3;

Проводят систематические наблюдения, записывают в дневнике и осенью подсчитывают количество прижившихся черенков (эту работу можно проводить с учащимися младших классов).

8. Размножение смородины, крыжовника горизонтальными отводками (путем пригибания и пришпиливания к поверхности почвы).

Схема опыта.

1 вариант – пригибание однолетних прикорневых побегов – контроль;

2 вариант – пригибание двухлетних ветвей;

3 вариант – пригибание трехлетних ветвей.

Во всех вариантах берут кусты черной смородины (или крыжовника) одного возраста, одного и того же сорта. Количество кустов в каждом варианте должно быть одинаковым. В первом варианте отбирают для пригибания все сильные однолетние прикорневые ветви, по 10 от каждого куста. Во втором - от каждого куста берут для пригибания только двухлетние ветви, в третьем – только трехлетние. Количество ветвей, которые пригибают, в каждом кусте одинаковая. В дневнике отмечают время пригибания ветвей, появления на поверхности почвы первых листочков, первого обертывания молодых побегов, второе и третье обертывание, поливку ветвей, рыхление почвы у пригнутых ветвей, количество ветвей, которые прижились в каждом варианте (этот опыт можно выполнять с учащимися младших классов).

9. Определение оптимальных сроков посадки земляники садовой в различных климатических условиях.

Схема опыта.

1 вариант – посадка в августе (контроль);

2 вариант – посадка в сентябре;

3 вариант – весенняя посадка в мае.

4 вариант – посадка в октябре;

5 вариант – посадка в июне.

Для проведения опыта желательно брать районированные в данной местности сорта. Площадь питания во всех вариантах – 70 х 15 см. Агротехника общепринятая в соответствии с зоной изучения.

Наблюдения:

1. Определение количества розеток (на 1 пог. м рядка);

2. Урожайность, кг с 1 пог. м рядка в первый, второй, третий годы.

3. Качество ягод в зависимости от сорта;

4. Степень повреждения растений болезнями.

10. Влияние характера обрезки виноградной лозы на урожайность.

Схема опыта.

1 вариант – 4-5 глазков на плодоносящем побеге;

2 вариант – 7-8 глазков на плодоносящем побеге;

3 вариант – 9-10 глазков на плодоносящем побеге;

4 вариант – 10-12 глазков на плодоносящем побеге.

В период проведения опыта обязательно одинаковым должна быть общая нагрузка глазков на один куст во всех вариантах. Например: общим количеством побегов на один куст может быть 40-60 и т.д. Это определяется самим исследователем, исходя из состояния развития куста, условий использования, сорта и т.д. Урожайность виноградного куста зависит не только от количества побегов, оставленных после обрезки, но и от длины оставленных побегов. Во время проведения опыта обязательным является составление агротехнического плана работы, проведение фенологических наблюдений, записи в дневнике наблюдений. При учете урожайности определяется количество гроздей на кусте, средний вес одной грозди, урожайность с одного куста, урожайность в пересчете на 1 гектар.

Факультет садоводства и ландшафтной архитектуры

Кафедра декоративного садоводства

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

проф. ____________

“____”______________2014 г.

для подготовки магистров

ФГОС ВПО 3-го поколения

Направление 110500.68 – «Садоводство»

Программа «Декоративное садоводство и фитодизайн»

Семестры: 1-4

Модули: 1, 2, 3, 5, 6, 7

Москва, 2014

Составители: , д. с.-.х. н., профессор

К. б.н., доцент

«__» ________ 2014 г.

Рецензент: , к. с.-х. н., доцент

«__» _______ 2014 г.

Программа научно-исследовательской работы составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 110500.68 – «Садоводство», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «28» октября 2009 г. № 000 и зарегистрированного в Минюсте РФ от «16» декабря 2009 г. № 000.

Программа обсуждена на заседании кафедры протокол №__ от «__»_____2013г.

Зав. кафедрой__

«__» ________ 2014г.

Согласовано:

Помощник проректора по научной

и инновационной работе ______________

Начальник отдела менеджмента

качества образования ______________

Начальник методического отдела ______________

Декан факультета, д. с.-х. н., профессор ________________


«__» ________ 2014 г.

Зам. декана по науке и практике факультета, к. с.-х. н. _____________

«__» ________ 2014 г.

Программа обсуждена на заседании ученого совета факультета садоводства и ландшафтной архитектуры, _________ протокол № ______

Секретарь ученого совета факультета садоводства и ландшафтной архитектуры, к. б.н., доцент ______________________

«__» ________ 2014г.

Программа принята учебно-методической комиссией факультета садоводства и ландшафтной архитектуры, протокол № ______

Председатель учебно-методической комиссии:

К. с.х. н., доцент ________________

«__» ________ 2014 г.

Заведующий выпускающей кафедрой:

Д. с.-.х. н., профессор _________________

«__» _______ 2014 г.

Руководитель магистерской программы:

Д. с.-.х. н., профессор _________________

«__» _______ 2014 г.

Начальник УИТ _______________

(подпись)

Отдел комплектования ЦНБ _______________

(подпись)

Копия электронного варианта получена:

Начальник отдела поддержки

дистанционного обучения УИТ _______________

(подпись)

АННОТАЦИЯ.. 5

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 5

2. ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ.. 7

3. ЦЕЛь И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ... 7

4. ФОРМЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ... 10

5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 11

5.1 Структура научно-исследовательской работы.. 11

5.2 Этапы научно-исследовательской работы.. 12

5.3 Примерное содержание научно-исследовательской работы.. 12

6. РУКОВОДСТВО И КОНТРОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 14

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НИР 15

8. Материально-техническое обеспечение НИР. 16

АННОТАЦИЯ

Научно-исследовательская работа (НИР) является обязательным разделом основной образовательной программе высшего профессионального образования магистратуры по направлению подготовки 110500.68 – «Садоводство» программы «Декоративное садоводство и фитодизайн».

Настоящая Программа определяет понятие научно-исследовательской работы магистрантов, порядок ее организации и руководства, раскрывает содержание и структуру работы, требования к отчетной документации.

Программа НИР реализуется на факультете садоводства и ландшафтной архитектуры, выпускающей кафедрой декоративного садоводства.

Местом проведения НИР являются УНЦ «Овощная опытная станция им. », Лаборатория плодоводства, Селекционная станция им. , Ботанический сад им. , Дендрологический сад им. , лаборатория генетики, селекции и биотехнологии овощных культур.

Прохождение НИР обеспечит формирование у выпускника 6 профессиональных (ПК) компетенций, закрепленных основной образовательной программой высшего профессионального образования по направлению подготовки 110500.68 – «Садоводство» по вышеназванной магистерской программе.

НИР предусматривает следующие формы организации учебного процесса: консультация, индивидуальные занятия.

Программой НИР предусмотрены следующие виды контроля:


текущий контроль успеваемости в форме отчетности, представленной в таблице 2;

промежуточный контроль по научно-исследовательской работе студентов предусмотрен в форме зачетов и зачета с оценкой.

Общая трудоемкость НИР составляет 12 зачетных единиц, 432 часа.

Программой НИР предусмотрены: индивидуальные задания, коллективные задания т. д..

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Магистр по направлению подготовки 110500.68 – «Садоводство» – это широко эрудированный специалист, владеющий методологией и методикой научного познания и творчества, современными информационными технологиями , имеющий навыки анализа и синтеза профессиональной информации, способный самостоятельно решать научно-исследовательские задачи профессиональной области, подготовленный к научно-исследовательской и аналитической деятельности в области декоративного садоводства и флористики.

Тесная интеграция образовательной, научно-исследовательской и научно-практической подготовки предусмотренная ФГОС ВПО по направлению 110500.68 – «Садоводство», позволяет подготовить магистров, владеющих всеми необходимыми компетенциями, способных к решению сложных профессиональных задач.

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 110500.68 – «Садоводство» НИР является одной из составляющих подготовки магистров.

Общее количество часов специализированной подготовки магистрантов, отведенное на научно-исследовательскую работу во ФГОС ВПО, составляет 12 зачетных единиц и распределяется в течение учебных семестров. НИР проходит без отрыва от теоретического обучения в соответствии с Учебным планом направления подготовки 110500.68 – «Садоводство».

НИР предполагает исследовательскую работу, направленную на развитие у магистрантов способности к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам, умений объективной оценки научной информации, свободного научного поиска и применению научных знаний в образовательной деятельности .

НИР предполагает как общую программу для всех магистрантов, обучающихся по конкретной образовательной программе (или объединяются в группы по несколько человек), так и индивидуальную программу, направленную на выполнение конкретного задания (по индивидуальному плану НИР магистранта (Приложение 1).

НИР магистрант осуществляет под руководством научного руководителя. Направление работы определяется в соответствии с темой магистерской диссертации.

Научными руководителями магистрантов назначаются лица из профессорско-преподавательского состава, имеющие ученую степень или ученое звание. В случае выполнения исследований на стыке научных направлений назначается помимо научного руководителя, научный консультант.

Индивидуальный план НИР разрабатывается научным руководителем магистранта, утверждается на заседании кафедры, его выполнение фиксируется по каждому семестру в графе выполнения.

НИР магистрантов проводится на выпускающей кафедре декоративного садоводства, а также на базе УНЦ «Овощная опытная станция им. », Лаборатории плодоводства, Селекционной станции им. , Ботанического сада им. , Дендрологического сада им. , лаборатории генетики, селекции и биотехнологии овощных культур.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара с участием работодателей и ведущих исследователей. В процессе выполнения НИР и в ходе защиты ее результатов оценивается уровень приобретенных магистрантом знаний, умений и сформированных компетенций.

2. ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Требования к НИР определены ФГОС ВПО по направлению подготовки 110500.68 – «Садоводство» в части формирования у магистранта профессиональных (ПК) компетенций представленных в таблице 1.

3. ЦЕЛь И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Основной целью НИР магистранта является развитие у него способности самостоятельного осуществления научно-исследовательской работы, связанной с решением сложных профессиональных задач в современных условиях.

Задачами НИР является:

Обеспечение становления профессионального научно-исследовательского мышления магистрантов, формирование у них четкого представления об основных профессиональных задачах, способах их решения, формах организации НИР.

Обеспечение готовности к профессиональному самосовершенствованию, развитию инновационного мышления и творческого потенциала, профессионального мастерства.

Самостоятельное формулирование и решение задач, возникающих в ходе научно-исследовательской работе, требующих углубленных профессиональных знаний.

Соответствие научно-исследовательской работы магистрантов тематическим планам НИР Университета и, прежде всего, приоритетным направлениям научных исследований.

Соответствие научно-исследовательской работы магистрантов приоритетным направлениям научных исследований выпускающей кафедры декоративного садоводства

Кроме того, в процессе НИР магистрант будет способен:

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НИР

Основная литература

1. Агафонов Е. В., и др. Декоративное садоводство - М.: Колос, 2003, 320 с.

2. Соколова растениеводство. Древоводство - М.: Академия, 2007, 350 с.

3. , Бочкова растениеводство. Цветоводство - М.:Academia, 2004, 427 с.

Дополнительная литература и Интернет-ресурсы

2. Ландшафтный дизайн. Словарь терминов. Под общ. ред. доктора арх.-ры. М., Московский Архитектурный институт, 2001.120с.

3. Марковский сады.- М.: , 2000

4. , и др. Справочник цветовода. М.: Колос,1996.

5. Рычкова сад.-М.: «Вече»,2005.

6. http://greenhouse-complex. narod. ru/proekti/rozi/osnovi_sovremennoi_tehnologii_viraschivaniya_roz/,

7. http:///content/view/656/98#axzz1vfeUlSU9

8. http://www. biotechnolog. ru/pcell/pcell6_1.htm

9. http:///#axzz1vfeUlSU9

10. http://www. flowersweb. info/hydroponics/hydroponics-1.php

8. Материально-техническое обеспечение НИР

Для проведения научно-исследовательской работы необходим журнал по технике безопасности , аудитория с мультимедийным оборудованием.

Для проведения основного этапа научно-исследовательской работы необходимы лаборатории: плодоводства, лаборатории генетики, селекции и биотехнологии овощных культур, УНЦ «Овощная опытная станция им. », Селекционная станция им. , Ботанический сада им. , Дендрологический сада им. , а также специально оборудованные кабинеты, бытовые помещения, соответствующие действующим санитарным и противопожарным нормам и требованиям техники безопасности при проведении научно-исследовательских работ.

Для проведения заключительного этапа научно-исследовательской работы необходимы: аудитория с мультимедийным оборудованием, компьютеры, принтеры.

Программу разработали:

Д. с.-.х. н., профессор

К. б.н., доцент

Приложение 1

Форма индивидуального
плана НИР магистранта

МАГИСТРАТУРА

УТВЕРЖДАЮ
руководитель магистерской программы
_______________________

«___» ____________ 20__г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ План

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТА

магистранта

1. Факультет

2. Кафедра

3. Руководитель магистерской программы

4. Научный руководитель магистранта

5. Период обучения в магистратуре

6. Наименование магистерской программы

7. Тема магистерской диссертации

8. Сроки представления НИР по семестрам

Итоговый

1 семестр

2 семестр

3 семестр

4 семестр

№ семестра

Форма отчетности

первый

второй

третий

четвертый

Итоговый


Приложение 2

Факультет _____________________

Кафедра _______________________________________

ОТЧЕТ

О НАУЧНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

МАГИСТРАНТА

за _____семестр ______ / _____ учебного года

Магистрант

(номер уч. группы) (подпись)

Научный руководитель

ученая степень, ученое звание

(подпись)

Москва, 20__

Раздел I

Отчет о выполнении разделов индивидуального плана НИР за семестр

Раздел II

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа

по научно-исследовательской деятельности обучающихся

Рассмотрено на заседании

методического объединения

историко-правоведческого цикла

Протокол №от «»сентября 2017 г.

Москва 2017 г.

    Планируемые результаты изучения курса…………………………………….……….3

    Тематический план…………………………………………………………………………………..…13

    Планируемые результатыкурса

Пояснительная записка.

Актуальность.

Главная задача современного образования- это формирование у обучающихсяспециальных навыков, а также развитие у них ключевых умений и знаний, необходимых в исследовательском поиске.

Научно-исследовательская деятельность - по определению ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 12 июля 1996 г. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т. ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования. (Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.)

Умение организовать исследовательскую работу предполагает наличие следующих умений: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.

Каждое исследование обладает своими особенностями. Прежде чем преступить к работе исследователь выделяет характер проблемы. Ставит цели и задачи своей будущей работы, намечает пути и поиски конкретного материала. Здесь особенно важно учесть уровень оснащённости исследования и своих возможностей.Исходя из стремительных изменений в обществе, изменяем самого характера образовательной среды важно развивать и совершенствовать новые способы образования и педагогические технологии. В связи с этим актуальным является научно-исследовательская деятельность обучающихся, нацеленная на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Особенно важным в современных условиях информационного пространства становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Цель программы: Формирование умений ориентироваться в различных научных гипотезах, развивать способность выдвигать и разрабатывать собственную версию. Получение опыта созидательной деятельности, результатом которой становится конкретный интеллектуальный продукт.

Задачи:

    ознакомление обучающихся с основными компонентами научно-исследовательской деятельности;

    овладение обучающимисянаучными методами познания, углубление и творческое усвоение изучаемого материала;

    изучение методики и способов самостоятельного решения научных проблем.

Перечень планируемых результатов обучения по научно-исследовательской деятельности, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы курса:

    способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

    способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

    способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь;

    способностью презентационных навыков, умением выступать на аудиторию.

Указание места курса в структуре образовательной программы

Изучение курса предполагает освоение теоретических знаний в области научно-исследовательской работы и ряда практических умений, выполнение которых позволит обучающимся грамотно подойти к научной проблеме своей работы. Учитывая специализацию нашего Кадетского корпуса, содержание факультатива сориентировано, прежде всего на проведение научно-исследовательской работы по праву, обществознанию и истории, однако, усвоение представленных в нем общих принципов и подходов к организации данной деятельности могут использоваться обучающимися для осуществления исследований и в других научных областях.

Раздел 1. Подготовка к научно-исследовательской работе (3 часа)

Тема 1.1. Специфика организации, занятий, общие требования кобучающимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности.

Тема 1. 2. Определение основных компонентов научной работы.Этапы выполнения научной работы.

Раздел 2. Информационные ресурсы научно-исследовательской работы (8 часов)

Тема 2.1.Понятие об источниках информации для научной работы.Основы методики работы с источниками информации.

Тема 2. 2. Библиографические ресурсы научного исследования. Общие библиографические издания.Каталоги библиотек.

Тема 2. 3. Энциклопедии и справочные издания.Интернет-ресурсы в научном исследовании.

Тема 2. 6.Специфика работы исследователя с периодической печатью.

Раздел 3. Организация научно- исследовательской деятельности. (3 часа)

Тема 3.2.Объект исследования. Цели и задачи исследования.

Раздел 4. Методы научного исследования. (4 часа)

Раздел 5. Основы логики текста. (5 часов)

Раздел 6. Оформление результатов научно-исследовательской работы. (4 часа)

Раздел 7. Публичная презентация результатов научного исследования. (4 часа)

Раздел 8. Практическая направленность в научно-исследовательской деятельности. (3 часа)

3. Тематический план

Наименование разделов, тем

Количество

часов

Раздел 1. Подготовка к научно-исследовательской работе.

Тема 1.1. Специфика организации, занятий, общие требования к обучающимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности.

Тема 1. 2. Определение основных компонентов научной работы. Этапы выполнения научной работы.

Раздел 2. Информационные ресурсы научно-исследовательской работы.

Тема 2.1. Понятие об источниках информации для научной работы. Основы методики работы с источниками информации.

Тема 2. 2. Библиографические ресурсы научного исследования. Общие библиографические издания. Каталоги библиотек.

Тема 2. 3. Энциклопедии и справочные издания. Интернет-ресурсы в научном исследовании.

Тема 2. 4. Цитаты и их использование.

Тема 2. 5. Эссе, как краткая формулировка проблемы исследования.

Тема 2. 6. Специфика работы исследователя с периодической печатью.

Тема 2. 7. Экскурсия в городскую библиотеку.

Раздел 3. Организация научно- исследовательской деятельности.

Тема 3.1. Выбор темы исследования. Поиск и формулировка проблемы. Ее актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы.

Тема 3.2. Объект исследования. Цели и задачи исследования.

Тема 3. 3. Понятие о гипотезе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы.

Раздел 4. Методы научного исследования.

Тема 4. 1. Характеристика методов научного исследования. Эмпирические методы.

Тема 4. 2. Теоретические методы.

Тема 4. 3. Организация опытно-экспериментальной работы.

Тема 4. 4. Статистическая обработка результатов исследования.

Раздел 5. Основы логики текста.

Тема 5. 1. Основные приемы сохранения информации.

Тема 5.2. Работа с источником. Аннотация, реферат, конспект, тезисы, план. Специфика и назначение каждого из видов сохранения информации.

Тема 5. 3. Технология работы над рефератом, виды рефератов. Тезирование.

Тема 5. 4 План и конспект литературного источника.

Тема 5. 5. Взаимоанализ и самоанализ рефератов по учебным предметам. Использование компьютера для хранения информации.

Раздел 6. Оформление результатов научно-исследовательской работы.

Тема 6. 1. Структура научной работы.

Тема 6. 2. Оформление научного текста.

Тема 6. 3. Оформление формул, табличного и иллюстративного материала.

Тема 6. 4. Оформление списка использованной литературы.

Раздел 7. Публичная презентация результатов научного исследования.

Раздел 7. 1. Общая характеристика публичной речи.

Раздел 7. 2. Публичные выступления и методы воздействия на аудиторию.

Раздел 7. 3. Подготовка публичного выступления.

Раздел 7. 4. Основные формы научной речи. Способы ее организации в автореферате выступления.

Раздел 8. Практическая направленность в научно-исследовательской деятельности.

Тема 8. 1. Компьютерный практикум.

Тема 8. 2. Анализ научно-исследовательских работ.

Всего:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

« Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Общеобразовательный лицей

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

педагогического совета

(протокол №1 от 28.08.2015)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективный курс

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

10 класс

Тюмень, 2015

Рабочая программа элективного курса «Исследовательская деятельность» составлена для обучаемых 10 класса.

Рассчитана: 16 часов.

При разработке программы в основу положены требования к логике научного исследования, оформлению и представлению результатов исследовательских работ.

Рассмотрена и утверждена на заседании методического объединения учителей гуманитарных дисциплин (протокол № 1 от 26.08.2015).

Заведующая МО __________________ Е.Г.Миронова

Рабочую программу разработала:

Учитель обществознания _______________ Л.Д. Наумова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Исследовательская деятельность» расширяет возможности обучаемых, круг их метапредметных умений и навыков и направлен на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников на основе раскрытия основных характеристик содержания исследования, особенностей его организации и проведения. Программа элективного курса ориентирована на знакомство обучаемых с логикой научного исследования, видами источников информации и разными формами работы с ними, методами исследования, критериями оценки исследовательских работ и докладов, правилами оформления работ, разными формами их представления.

Реализация программы курса предполагает активное участие старшеклассников в исследовательской деятельности по выбранному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала независимо от их уровня сформированности исследовательских умений. Курс предполагают урочную систему занятий, сочетающую теоретические и практические занятия.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно - исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Срок реализации программы 1 учебный год (10 класс). В соответствии с учебным планом на изучение курса «Исследовательская деятельность» в 10 классе отведено 16 часов (из расчета 2 часа через неделю).

В элективном курсе чередуется освещение теоретических вопросов с отработкой практических навыков исследовательской деятельности.

Изучение курса «исследовательская деятельность» в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

    формирование научного мировоззрения;

    знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности;

    формирование исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;

    формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;

    развитие познавательной самостоятельности и активности обучаемых;

    формирование потребности к целенаправленному самообразованию;

    развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;

    развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности;

    формирование навыков презентации результатов собственной деятельности, психологической устойчивости в ситуации публичного выступления.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате изучения курса «исследовательская деятельность» ученик должен

знать/понимать

    основы методологии исследовательской деятельности: понятия проблема, цели, задачи исследования, объект, предмет, гипотеза, методы исследования, конспект, план, библиография;

    правила и этапы: научной организации учебного труда, организации исследования;

    правила организации этапов и логику исследовательской деятельности;

    об особенностях: конспектирования, составления тезисов, написания аннотации, рецензии;

    структуру и правила оформления исследовательской работы;

    об эффективных способах презентации результатов исследования.

Уметь

    работать в библиотеке;

    формулировать тему исследовательской работы, доказывать ее актуальность;

    находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;

    умение перерабатывать прочитанную информацию: делать выписки, составлять сложный развернутый план, конспектировать, выделять главное, цитировать, грамотно ссылаться на авторов литературных источников, составлять тезисы, аннотации, рефераты, рецензии;

    работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список;

    обрабатывать статистические данные и компьютерные данные;

    ставить цели и задачи исследования;

    подбирать методы исследования, адекватные поставленным задачам;

    использовать эмпирические методы научного исследования: наблюдения, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, эксперимент;

    планировать и проводить наблюдения и эксперименты;

    оформлять научно-исследовательскую работу;

    сорганизовывать различные ресурсы для реализации идеи;

    работать над рефератами, докладами, публично выступать с результатами исследования.

В ходе дальнейшей работы с научным руководителем над исследованием обучаемый приобретает опыт:

    работы с различными информационными ресурсами;

    анализа и конспектирования литературы;

    постановки проблемы, обоснования актуальности исследования;

    определения целей, задач и гипотезы исследования;

    подбора адекватных целям методов исследования;

    самостоятельной организации исследовательской деятельности;

    рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности;

    публичной защиты результатов собственного исследования на итоговой конференции лицеистов «Знание. Наука. Творчество».

Формы контроля:

В дальнейшем необходимо оказывать постоянную методическую поддержку обучаемым при проведении исследовательских работ, проектов и подготовке выступлений на научно - практических конференциях разного уровня и содействовать их профессиональному самоопределению.

Тематическое планирование

элективного курса «Исследовательская деятельность»

Тема

Кол-во

часов

1. Введение в исследовательскую деятельность

2. Чем исследование отличается от проекта

3-4.

3. Логика исследования

4. Композиция исследовательской работы

5. Оформление исследовательской работы

7-8.

6. Работа с литературными источниками. Оформление библиографического списка и сносок

9-11.

7. Способы работы с текстом

8. Эксперимент: структура программы и требования к результатам

9. Методы проведения опроса. Разработка анкеты

14-16.

10. Представление результатов научно-исследовательской работы. Культура публичного выступления

ИТОГО

16 часов

«Исследовательская деятельность»

Тема 1. Введение в исследовательскую деятельность (1 час).

Предмет, содержание, главные задачи и структура элективного курса «Исследовательская деятельность». Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность. Региональные и всероссийские научно-практические конференций и конкурсы школьников. Деятельность лицейского научного общества «Знание. Наука. Творчество».

Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект.

Наука как информационный процесс и элемент цивилизации. Роль науки в современном мире. Основная функция науки как сферы человеческой деятельности. Научная деятельность. Научные принципы оценки событий и явлений. Комплексный подход к организации научной деятельности. Особенности научной работы. Этика научного труда. Понятие об интеллектуальной собственности.

Тема 2. Чем исследование отличается от проекта (1 час).

Проект и исследование: понятие, цели, гипотеза, продукт. Основные этапы проектной и исследовательской деятельности.

Общее представление об исследовательской работе. Порядок подготовки, организации и проведения исследовательской работы. Составление индивидуального плана работы.

Тема 3. Логика исследования (2 часа).

Основные понятия исследовательской работы : аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.

Общая схема хода научного исследования : обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, формулировка гипотезы, выбор методов и методики проведение исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Этапы работы в рамках научно-исследовательской деятельности

    выбор темы.

    составление плана работы.

    работа с научной литературой.

    работа с понятийным аппаратом.

    опытно-экспериментальная работа.

Структура исследования. Введение. Понятие об актуальности выбранной темы. Широкие и узкие темы. Лаконизм и точность формулировки темы. Актуальность объективная и субъективная. Выявление противоречия. Постановка проблемы. Ведущий замысел и гипотеза. Понятие о гипотезе как исходном элементе поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты (общая, частная, единичная гипотезы). Требования к научной гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Разработка рабочей гипотезы. Теоретическая и (или) практическая новизна и значимость исследования. Аргументированность выводов.

Метод и его роль в научном познании . Эмпирические и теоретические методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Моделирование. Математическое моделирование в исследовании. Метод анкетирования (опроса). Метод научного наблюдения. Метод научного эксперимента. Метод мысленного эксперимента. Классификация и обобщение. Аналогия.

Тема 4. Композиция исследовательской работы (1 час).

Составление сложного развернутого плана работы. Структура учебного исследования как текста особого рода. Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ. Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, главы основной части, заключение (выводы), список литературы, и других источников, приложение.

Тема 5. Оформление исследовательской работы (1 час).

Общие правила оформления текста: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.

Содержание теоретической части исследования. Содержание практической (опытно-экспериментальной) части исследования.

Содержание заключительной части исследования. Формулирование выводов. Оценка полученных результатов. Структура логического вывода: посылки, заключение; отличие вывода от причинного объяснения. Дедуктивные и индуктивные выводы.

Общие правила оформления исследовательских работ. Вопросы нумерации страниц. Изложение текста. Формулы и единицы величин. Оформление иллюстраций, таблиц, даты, приложений, списка сокращений.

Тема 6. Работа с литературными источниками. Оформление библиографического списка и сносок (2 часа).

Характеристика отдельных литературных источников. Журнальная статья. Рецензия. Аннотация. Реферат. Учебное и методическое пособие. Справочная литература. Монография. Брошюра. Сборник научных статей. Этика цитирования. Оформление ссылок в работе.

Работа с книгой. Работа со справочной литературой. Словари, энциклопедии. Оформление библиографии по проблеме исследования. Работа с архивным материалом. Электронные источники и работа с ними.

Поиск информации: виды информации, обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации.

Тема 7. Способы работы с текстом (3 часа).

Работа с первоисточниками. Методы обработки полученной информации. Сокращение текста. Постановка вопросов к тексту. Составление плана. Конспектирование. Составление граф-схем. Выписки. Цитаты. Сноски. Тезирование (выписка основных суждений). Изложение материала использованной литературы.

Тема 8. Эксперимент: структура программы и требования к результатам эксперимента 1 час.

Эксперимент. Роль эксперимента в науке. Виды эксперимента. Планирование эксперимента. Основные задачи наблюдения. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Требования к подготовке эксперимента. Способы регистрации результатов эксперимента.

Тема 9. Методы проведения опроса. Разработка анкеты (1 час).

Методы исследования выбранной проблемы, основы социологии. Составление анкет, вопросов интервью, определение круга опрашиваемых. Обработка результатов социологического опроса.

Тема 10. Представление результатов научно-исследовательской работы. Культура публичного выступления (3 часа).

Составные части научного труда: исследование, изложение результатов исследования, редактирование.

Журнальная научная статья. Композиция. Порядок оформления.

Формы предоставления исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект.

Доклад как одна из самых распространенных форм публичных выступлений. Последовательность подготовки доклада. Структура научного доклада (введение - краткое описание проблемы, раскрытие темы, цель, методы, проведение исследования; основная часть - изложение содержания вопроса; заключение - теоретические выводы, практические предложения). Требования к составлению, написанию и оформлению научного доклада. Оформление (схемы, таблицы, карты, рисунки, презентации).

Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. Композиция ораторского выступления. Законы красноречия. Рекомендации по технике речи. Дискуссия и диспут как жанры риторики. Правила ведения дискуссии. Критерии оценки защиты научно-исследовательской работы, научного доклада.

Анализ итогов исследовательской деятельности (индивидуальный, групповой). Оценивание степени новизны и собственных достижений. Подготовка к защите проекта. Анализ собранной информации, составление текста защиты работы. Оформление компьютерной презентации.

Литература

    Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001 – С. 64-68.

    Загвязинский Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. Пособие для студ. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.

    Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. М.: Народное образование. – 2002. – 208 с.

    Савенкова А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - "Библиотека директора школы", 2003, № 8.

    Сиденко А.С., Брусенцова Н.В./ Под. Ред. Сиденко А.С. Рабочая тетрадь педагога-исследователя (пособие в помощь начинающему исследователю). Часть 1. М.: АПК и ППРО, 2006. – 68 с.

    www.researcher.ru портал исследовательской деятельности учащихся.



В продолжение темы:
Роды

В дни, когда под запретом мясо, раздумья на тему, что приготовить на ужин постного, зачастую становятся весьма мучительными. Особенно в том случае, если пост продолжительный....

Новые статьи
/
Популярные