Группы населения по русской правде. Категории населения по Русской Правде и их правовое положение. Частично зависимое население

Группы населения по русской правде. Категории населения по Русской Правде и их правовое положение. Частично зависимое население

Социальные группы людей по «Русской Правде»

Правящий слой древнерусского общества не был однородным, состоял из разных социальных групп и был достаточно открытым для пополнения. Русская Правда перечисляет основные категории лиц, относящихся к высшему привилегированному классу общества:

  • - бояре - советники, старшие дружинники князя;
  • - княжьи мужи - лица, исполняющие важнейшие поручения князя, близкие к нему дружинники;
  • - огнищане - управляющие княжескими имениями - от слова «огнище»(очаг);
  • - тиуны - управители отдельными отраслями княжеского хозяйства, исполнители отдельных хозяйственных и управленческих функций

На всех этих людей закон распространял две важнейшие привилегии:

Во-первых - их жизнь защищалась повышенной мерой ответственности.

Во-вторых - для них устанавливался особый порядок распоряжения наследством. По общему правилу к наследованию землей допускались только наследники мужского пола, а при их отсутствии земля переходила либо в общинное распоряжение, либо князю. Для этого класса общества делалось исключение - после их смерти и при отсутствии сыновей земля переходила к их дочерям.

Основную же массу населения Киевской Руси составляли смерды-общинники, проживающие в деревнях, закрепленных за территориальными округами - волостями и вервями. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое он мог завещать детям (землю - только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда.

Население городов делилось на целый ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, наемные рабочие и т.п.). Большая часть свободного населения городов участвовали вечевых собраниях. Городские общины уплачивали подати князю, он же предоставлял им различные льготы, а также подписывал договоры.

Наряду со свободными смердами на Руси существовала также категория зависимых людей - закуп и холоп. Главным признаком зависимых смердов являлось их нахождение в кабале и услужении у богатых соседей или феодалов.

Закуп - человек, работавший в хозяйстве феодала за «купу», т.е. заем, в который могли включаться разные ценности - земля, скот, зерно, деньги и пр. Долг следовало отработать. Объем работы определялся нанимателем и кредитором. Закон запрещал господину беспричинно наказывать закупа и отнимать у него имущество. За проступки закупа отвечал его господин, но самого закупа могли обратить в холопство (рабство). Такая же участь его ожидала за попытку сбежать от господина.

Холоп - это наиболее бесправный субъект права. Все имущество, которым он обладал, являлось собственностью господина. За его проступки и нарушения обязательств отвечал господин. Он же нес штрафную ответственность за своего холопа.

Правление величественного князя Ярослава Владимировича (1019-1054) было ознаменовано новой грандиозной реформой, изменившей общественный порядок. Так появился на Руси первый письменный свод законов (приблизительно 1016 год) — «Русская Правда», или «Правда Ярослава». Уже позже его сыновья и внуки дополняли свод статьями («Правда Ярославичей»). «Русская Правда» — это сборник законов в основном по гражданского и уголовному праву. Она устанавливала судопроизводство, определяла наказания за те или иные проступки или преступления. Из неё можно почерпнуть сведения о социальном устройстве, нравах, обычаях русского общества того времени. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных. В отличие от сводов законов других стран тогдашнего христианского мира «Русская Правда» не знала применения пыток и телесных наказаний, хотя казнь за наиболее тяжкие преступления существовала. В основном приговаривали к денежным штрафам (т.е. вире ), размеры которых зависели от тяжести проступка и от того, кем был пострадавший. Ограничена была и кровная месть, столь популярная в обществе тех столетий.

Наиболее тяжкими преступлениями считались разбой, поджог и конокрадство. Преступник подвергался потоку и разграблению. Первоначально это была высылка преступника и конфискация имущества, позднее - преступник обращался в рабство, а имущество его подвергалось разграблению.

На вершине социальной пирамиды Древнерусского государства располагалась знать и особые привилегированные слуги:

  • Знать в Русской Правде представлена князем и его старшими дружинниками - боярами. Князю идут штрафы, имущество которого защищают некоторые статьи, и именем которого вершится суд.
  • Привилегированное положение имели тиуны и огнищане - высокопоставленные княжеские и боярские слуги, а также княжеский старший конюх

Затем шло свободное и независимое население:

  • Основное действующее лицо Русской Правды - муж - свободный мужчина;
  • Русин - младший княжеский дружинник:
  • Гридин - представитель боевой дружины;
  • Купчина - дружинник, занимавшийся торговлей;
  • Ябетник - дружинник, связанный с судебным процессом;
  • Мечник - сборщик штрафов;
  • Изгой - человек, потерявший связь с общиной;
  • Словенин - житель словенской, то есть Новгорода (Древнейшую Правду Ярослав даровал новогородцам), в данном контексте - рядовой житель.
  • Смерд- крестьянин, в этом контексте зависимый крестьянин. Если после его смерти у него не оставалось незамужних дочерей, имущество смерда наследовал князь.
  • Холопство — могло быть обельным (полным) или закупным. Обель - пожизненный раб. Женский род - роба.
  • Закуп - человек, взявший купу - долг, и ставший долговым рабом до тех пор, пока не отдаст или не отработает долг.
  • Рядович - лицо, поступившее на службу и ставшее зависимым по «ряду», то есть договору.

Мужи - в догосударственный и раннегосударственный период - свободные люди.

Градские люди - горожане. В свою очередь подразделялись на "лучших" или "вятших" (зажиточных) и "молодших" или "черных" (бедных). По роду занятий именовались "купцами" и "ремесленниками".

Смерды - свободные крестьяне-общинники, имевшие свое хозяйство и свою пашню.

Закупы - смерды, взявшие у другого землевладельца ссуду ("купу") скотом, зерном, орудиями труда и т. п. и должные отрабатывать на заимодавца до тех пор, пока не отдадут долг. Уйти до этого от хозяина они не имели права. Хозяин нес за закупа ответственность в случае совершения им кражи и т. п.

Рядовичи - смерды, заключившие с землевладельцем договор ("ряд") об условиях своей работы на него или пользования его землей и орудиями труда.

Изгои - люди, утратившие свой прежний социальный статус и не имеющие возможности вести самостоятельное хозяйство.

Прощенники - вольноотпущенные ("прощенные") холопы. Находились под покровительством церкви, жили на ее земле за повинности.

Холопы - категория феодально-зависимого населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполнявшие различные работы в хозяйстве феодалов. Источниками формирований этого сословия были: пленение, продажа за долги, брак с холопом или холопкой.

Дружинники - воины вооруженных отрядов князей, участвующие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя за денежное вознаграждение.

Бояре - представители высшего сословия феодалов на рус:и, потомки родо-племенной знати, крупные землевладельцы. Пользовались иммунитетом и правом отъезда к другим князьям.

Князья - вожди племен, позже - правители государства или государственных образований в рамках единого государства. Старшим князем в Древней Руси считался киевский князь, а остальные - удельными.В.О. Ключевский. Курс русской истории

Предстоящие вопросы о составлении Русской правды. Следы частичной кодификации В древнерусской юридической письменности. Сведение и переработка частично Составленных статей. Составление и состав русской правды; взаимное отношение Основных её редакций. Отношение правды к действовавшему праву. Гражданский Порядок по русской правде. Предварительная заметка о значении памятников права Для исторического изучения гражданского общества. Раздельная черта между Уголовным и гражданским правом по русской правде. Система наказаний. Древняя Основа правды и позднейшие наслоения. Сравнительная оценка имущества и личности Человека. Двоякое деление общества. Имущественные сделки и обязательства. Русская правда - кодекс капитала.

Два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества, - нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя (ст.1 ПП) и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя (ст.91 ПП). Эти юридические привилегии распространялись насубъекты, поименованные в Русской Правде как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане.

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства). Городское (посадское) население делилось на ряд социальных групп - боярство, духовенство, купе­чество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.). Кроме свободных смердов, существовали и другие их категории, о которых Русская Правда упоминает как о зависимых людях. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое он мог завещать детям (землю - только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.

Краткая редакция Русской Правды не упоминает закупа, зато в Пространной редакции помещен специальный Устав о закупах. Закуп - человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», т. е. заем, в который могли включаться разные ценности, - земля, скот, зерно, деньги и пр. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.

Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т. е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина, не расплатившись, закуп также обращался в холопа. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам («в малых исках») или в случае отсутствия других свидетелей («по нужде»). Закуп был той юридической фигурой, которая наиболее ярко иллюстрировала процесс «феодализации», закабаления, закрепощения бывших свободных общинников.

Холоп - наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое - все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества, либо господину передавался в качестве компенсации другой холоп. Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему (в более ранний период его можно было просто убить на месте преступления). Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля).

"Русская правда" является важнейшим правовым источником в истории российского государства. В документе можно найти положения об образе жизни и статусе самых разных слоев населения. Помимо того, древнейший источник является сборником уголовных, гражданских и культурных норм. В этой статье будет разобрано правовое положение групп населения по "Русской Правде". Итак, приступим.

"Русская Правда": общая характеристика

Первый официальный сборник правовых норм, появившийся в Киевской Руси, датируется 1016 годом. Главным составителем документа историки называют Ярослава Мудрого. Документ впервые был обнаружен исследователем Василием Татищевым, который нашел и проанализировал краткую его редакцию.

"Русская Правда" включает в себя нормы наследственного, процессуального, уголовного и торгового характера. По сути, небольшой по объему документ давал исчерпывающие сведения почти обо всех правилах общественной жизни. Отдельно стоит выделить категории населения по "Русской Правде", их правовое положение и статус. На данный момент не сохранилось ни одного оригинального экземпляра знаменитого документа. Есть лишь относительно поздние версии и списки, датированные XIII-XV веками.

Князья и их окружение

Чуть подробнее стоит рассказать о правовом положении населения по "Русской Правде". Начать необходимо с привилегированных слоев. На Руси в начале второго тысячелетия таковыми являлись бояре и князья. Князьями в документе именуются лица, держащие власть в том или ином регионе. Великим князем выступает киевский правитель, в других русских городах заседают его сыновья или родственники. Князь обладает двумя основными функциями: вершить суд и собирать налоги.

Несколько раз в документе употребляется выражение "княжьи мужи". Так на Руси называли людей, находящихся в окружении правителя. Это верные князю поданные, можно сказать, его агенты. Представленных лиц не получится выделить в качестве отдельного сословия. Хотя в "Русской Правде" правовое положение населения и подразумевает наличие "княжьих мужей", ни в одном другом древнерусском источнике эти лица не указываются.

Наконец, стоит рассказать о боярах. Это привилегированное сословие, обязанное верно служить своему князю. Боярские слуги выполняют различные функции. О них следует рассказать далее.

Бояре и знать

Какое место занимают бояре в населении по "Русской Правде"? Правовое положение феодалов всегда различно, ведь у каждого представителя привилегированного сословия есть свои функции и обязанности.

В "Русской Правде" нередко встречается понятие "тиун". Это боярский или княжеский управляющий, который мог иметь разный правовой статус. Само понятие пришло из Скандинавии, где тиунами именовали феодалов. Они собирали дань, управляли волостями и даже вершили суд. На Руси положение представленных лиц было различным. Во времена появления "Русской Правды" тиунами чаще всего были приближенные к князю бояре. Занимались они управлением и организацией функций своего правителя. Однако со временем статус тиуна стали приобретать даже холопы.

Огнищанин также был привилегированным слугой. Занимался он охраной княжеского имущества. По "Русской Правде" жизнь огнищанина оценивалась в 80 гривен. Это вдвое больше, чем цена простого человека. Есть также "конюхи старыи" - княжеские слуги, заведующие конюшнями своего правителя.

Духовенство

Представители православной церкви обладают особым правовым положением по "Русской Правде". Население древнерусского государства имело большой процент священнослужителей, церковников и монахов.

Духовенство на Руси делилось на белое и черное. В белую категорию входили иереи (обычные священники - самая многочисленная группа), протоиереи, протопресвитеры, а также разные виды дьяконов. Особое место в русском православии занимали церковники, принявшие схиму - особый духовный статус. В черную же категорию входит монашество, также классифицирующееся по нескольким видам. Ярослав Мудрый активно способствовал развитию духовенства на Руси. В "Русской Правде" были зафиксированы отдельные нормы за убийство или причинение вреда представителям церкви.

Свободные люди

Кто входил в категорию так называемых простолюдинов? Каким статусом обладали независимые и свободные жители Руси? Правовое положение населения по краткой "Русской Правде" отражено довольно четко. Основным действующим лицом в рассматриваемом документе является муж - свободный человек. За убийство мужа полагается штраф в 40 гривен. Мужьями могли именоваться самые разные представители древнерусского населения.

Независимыми как юридически, так и экономически были так называемые смерды-общинники. Эти люди выполняли отдельные повинности в пользу государства, а также уплачивали налоги. Здесь же стоит выделить посадских людей. Как смерды, так и посадники обладали имуществом, которое могло передаваться по наследству. За совершаемые преступления и проступки представители данных категорий несли имущественную и личную ответственность. В городах также существовали разные социальные группы: ремесленники, рабочие, мелкие торговцы, купцы и прочие категории людей. Правовое положение свободного населения по "Русской Правде" оговаривалось для каждой отдельной категории. В основном, устанавливались штрафы и прочие виды наказаний за разные преступления и проступки. Именно по тяжести санкций можно было определить, насколько привилегированным является то или иное сословие.

Закупы и рядовичи

Стоит перейти к группе зависимых людей. В данной отрасли выделяется довольно большое количество категорий населения. Наиболее привилегированной группой среди зависимых людей являются так называемые ратайные старосты и княжьи кормильцы. Это старосты, занимающиеся управленческими делами.

Низшее положение занимали закупы, смерды и рядовичи. При этом зависимого смерда не стоит путать со смердом-общинником, который находился в промежуточном положении на "лестнице зависимости", а потому обладал некоторыми правами и возможностями. Зависимый же смерд - это простой крестьянин, имущество которого наследовал князь. Закупами называли людей, ставших рабами из-за долговой кабалы. Это зависимые русичи, взявшие "купу" - долг, который впоследствии не смогли отдать. Рядовичи, в свою очередь, заключали с феодалом "ряд" - специальный договор, по которому получали обязанности по обработке земли.

Холопы

О самой бесправной и наиболее зависимой категории людей стоит рассказать отдельно. Холопы в Киевской Руси были близки по статусу к рабам, однако, по утверждениям многих историков, таковыми не являлись. По "Русской Правде" правовое положение социальных групп, близких к холопским, имело статус не субъекта, а объекта права. За убийство собственного холопа никаких штрафов не было. За чужого платили 12 гривен. Здесь же стоит вспомнить цену жизни простолюдина, которая составляла, согласно рассматриваемому документу, 40 гривен. Разница между свободными людьми и холопами очевидна.

Холопство проявлялось во многих видах. Зависят группы холопов от того, как именно тот или иной человек приобрел данный статус. Например, совершивший тяжкое преступление закуп обращался в обельное (полное) холопство, которое передавалось по наследству. То же касается несостоятельности в уплате долга. Порой положенная к уплате сумма могла быть настолько велика, что должник сразу же становился не закупом, а холопом.

Не стоит путать холопов с челядинами. Так называемая челядь приобретала полурабский статус в результате пленения, которое часто применялось во время военных походов. Челядинов на Руси было невероятно много. Почти каждая семья, глава которой участвовал в военном походе, имела при себе одного иноземного раба.

Население по "Русской Правде": таблицы

Правовое положение каждой категории населения можно характеризовать бесконечно долго. Однако наилучшее понимание приходит лишь при взгляде на структуру жителей Киевской Руси, зафиксированную в виде таблицы.

В таблице представлены довольно обобщенные данные. Так, до сих пор ходят споры о том, стоит ли причислять челядь к числу холопства. Историки также дискутируют о роли смердов. Далеко не все они были зависимыми.

Таким образом, данные в виде таблицы дают наилучшую характеристику правовому положению населения по "Русской Правде".

Сборник уголовных норм

Положения, регламентирующие наказания за преступления или проступки, наилучшим образом отражают правовое неравенство различных категорий населения. Субъектом преступления в Киевской Руси считался любой человек, кроме холопа. "Русская Правда" не предусматривала возраста уголовной ответственности для людей. Однако в документе уже отражалось понятие соучастия.

Основным преступлением в документе является "татьба", то есть кража. Худшим видом татьбы считалось конокрадство. Не меньшее внимание уделялось убийству. Самым частым видом наказания за убийство или побои был штраф. Сумма его разнилась в зависимости от того, к какой категории населения относится человек.

Гражданско-правовые нормы

Древнерусское законодательство знало обширную и качественную гражданскую систему. Немалое внимание в "Русской Правде" уделяется праву собственности. Феодал обладал полным имущественным правом на производственные средства и неполной собственностью на работника.

За порчу имущества виновник должен был уплатить штраф и возместить ущерб. Была развитой и договорная система. Именно она формировала и закрепляла правовое положение населения Древней Руси. Люди брали долги, попадали в зависимость, после чего заключали ряд или купу. Все это способствовало установлению той общественной системы, которая сохранялась на протяжении многих последующих веков.



В продолжение темы:
Роды

В дни, когда под запретом мясо, раздумья на тему, что приготовить на ужин постного, зачастую становятся весьма мучительными. Особенно в том случае, если пост продолжительный....

Новые статьи
/
Популярные