Алгоритм выполнения задания 25 по обществознанию. Спецификация Система оценивания. Затруднения при выполнении заданий высокого уровня сложности

Алгоритм выполнения задания 25 по обществознанию. Спецификация Система оценивания. Затруднения при выполнении заданий высокого уровня сложности

12 Сен 26.09.2017

Как писать эссе? ЕГЭ по обществознанию, задание № 29

Последнее задание КИМ ЕГЭ по обществознанию принято считать самым сложным. На написание мини-сочинения экзаменаторы ФИПИ отводят 45 минут. Правильное выполнение задания дает максимально возможное количество первичных баллов.

В этом кратком руководстве я расскажу, как максимально просто и быстро написать эссе.

Критерии оценки эссе

Для начала посмотрим на формулировку задания №29 из демоверсии ЕГЭ по обществознанию:

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт . (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников).

Философия
«Все наши теории - это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов» (В.А. Амбарцумян).
Экономика
«Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).
Социология, социальная психология
«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б.Г. Ананьев).
Политология
«„Разделяй и властвуй“ - мудрое правило, но „объединяй и направляй“ ещё лучше» (И.В. Гёте).
Правоведение
«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф. Кони).

Чтобы справиться с заданием, нам обязательно нужно ознакомиться с . Найти критерии можно на сайте ФИПИ, они размещены в одном документе вместе с демоверсией экзамена.

Первый критерий (К1) - определяющий. Вам нужно раскрыть смысл высказывания. Если вы этого не делаете или раскрываете смысл высказывания неточно, по К1 вам ставится ноль баллов и все эссе не проверятся. Если К1 соблюден, вам ставится 1 балл и эксперт проверяет работу дальше.

Второй критерий (К2). Вы должны привести аргументы из курса обществознания. Нужно привести и объяснить понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания.

Максимальное количество первичных баллов по этому критерию - 2. Если «в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения», эксперт снижает оценку и ставит один балл.

Если смысл хотя бы одного термина передан неверно, то оценка по К2 снижается на 1 балл: с 2 баллов до 1 балла, с 1 балла до 0 баллов.

Третий критерий (К3). Согласно этому критерию, вам нужно привести 2 фактических аргумента в пользу собственной точки зрения. Если вы допустите фактическую ошибку (например, скажете, что Путин является председателем правительства), аргумент не зачтут. Если аргумент не будет работать на вашу точку зрения и раскрывать смысл высказывания, его тоже не зачтут.

Аргументы должны быть из различных источников: «сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения». Два аргумента из литературы или два аргумента из СМИ могут посчитать как «аргументы из источника одного типа», что приведет к снижению оценки на 1 балл.

Как выбирать цитату?

Прежде чем писать эссе, нужно выбрать цитату. И выбирать нужно не по принципу «понравилась - не понравилась», «скучная - интересная». Нужно внимательно изучить высказывания и оценить перспективы написания хорошего сочинения по каждому из них. На это должно уйти не больше 2-3 минут.

  1. Внимательно прочитайте высказывания. Определите несколько цитат, смысл которых вам наиболее ясен.
  2. По каждому высказыванию, смысл которого понятен, определите круг терминов, процессов, явлений и законов из курса обществознания. Те цитаты, в которых вы не уверены, отбрасывайте.
  3. Из оставшихся цитат выберете те, к которым вы можете привести качественные аргументы.

Если после того, как вы пропустите все цитаты через эти три фильтра, у вас останутся все пять цитат, можно выбрать ту, что ближе всего к сердцу. (В таком случае вы отлично знаете курс обществознания, поздравляю!)

Алгоритм написания эссе

Вы выбрали цитату, смысл которой вам ясен, и вы без труда сможете привести теоретические и фактические аргументы. В худшем случае эта цитата вызовет у вас меньше всего затруднений, что тоже неплохо.

Мы пишем эссе, исходя из того, что читателей у него будет только два - эксперты ЕГЭ. Значит, нам нужно максимально облегчить им работу по проверке сочинения. Эксперту будет удобно проверять, если работа будет структурирована по блокам согласно критериям.

Структура эссе может выглядеть так:

1) Передаем смысл цитаты. Важно, чтобы это не был просто пересказ высказывания. Вы должны продемонстрировать понимание слов автора.

Не страшно, если вы напишете примитивно. В критериях к эссе нет требований к стилю текста.

Мы выбрали цитату из экономики. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).

Пример: Автор высказывания, американский экономист Пол Хейне , утверждает, что механизм спроса и предложения регулирует отношения участников рынка.

2) Формулируем собственную точку зрения : я согласен / я не согласен с автором.

Как правило, с высказываниями, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ сложно спорить. Но если вы чувствуете, что не согласны, не бойтесь спорить.

Пример: Я согласен с П. Хейне, потому что…

3) Подкрепите точку зрения терминами, понятиями и законами из курса обществознания. Причем, важно использовать материал из той сферы общественных отношений, который обозначен в задании. Цитату по экономике раскрывайте в экономических терминах, по политологии - в терминах политологии и т.д.

Пример: Основой взаимодействия потребителя и производителя (продавца) в условиях рынка является механизм спроса и предложения. Спрос - это желание и способность потребителя купить конкретный товар или услугу здесь и сейчас. Предложение - это желание и возможность производителя предложить потребителю товар или услугу по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос и предложение взаимосвязаны. Увеличение спроса способно повлиять на величину предложения, и наоборот.

Идеальной является ситуация, когда на рынке складывается равновесная цена. Если спрос превышает предложение - складывается дефицитный рынок определенного товара. Если предложение превышает спрос - это может привести к перепроизводству.

В условиях высокой конкуренции, когда на рынке большой спрос и много производителей, качество товаров растет, а цена падает, поскольку продавцы вынуждены бороться за покупателя. Это один из примеров изменения ситуации на рынке под влиянием спроса и предложения.

4) Приведите два фактических аргумента из разных источников. Если вы используете в качестве аргумента факт из личного опыта, старайтесь не придумывать его. Экзаменатор, скорее всего, не поверит вам, если вы заявите, что баллотировались в президенты Чили или состоите в Нобелевском комитете.

Пример: Одним из примеров, доказывающих регулирующую функцию предложения, является ситуация на рынке нефти в современном мире. В 2014 году цена на углеводороды упала по причине снижающегося спроса. Рынок нефти потеснили перспективные технологии: энергия солнца, ветра и других возобновляемых ресурсов. Нефтяным компаниям пришлось приспосабливаться под новые условия - снижать издержки по добыче нефти, уменьшать добавленную стоимость и понижать цены на товар.

Закон спроса и предложения работает не только на глобальных сырьевых рынках. Мы можем видеть, как под воздействием спроса и предложения меняется ситуация буквально за окном нашего дома. В спальном районе, где я живу больше 15 лет, в подвале многоэтажки работал продуктовый магазин. Жители близлежащих домов регулярно покупали там продукты первой необходимости. Однако в микрорайоне открылся супермаркет одной из крупных торговых сетей. Цены там были ниже, график работы удобнее, а ассортимент в разы богаче. Люди проголосовали ногами, через некоторое время маленький магазин закрылся, потому что не смог приспособиться к новой ситуации на местном рынке.

5) Вывод. Здесь можно подвести итог вашим размышлениям. Вывод пишите, только если у вас осталось время и вы уверены, что все остальные задания не требуют перепроверки. В противном случае про вывод забудьте - в критериях к заданию наличие или отсутствие вывода не оценивается .

Пример: В рыночной и смешанной экономике регулирующее воздействие спроса и предложения - это основа экономических отношений. Показатели спроса и предложения учитываются при планировании деятельности любого предприятия и всей страны. Важно, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, иначе в экономике могут возникнуть кризисные явления.

Стоит помнить, что враг хороших результатов на экзамене - бесполезная трата времени. Не делайте лишнюю работу. Многие учителя требуют вывести проблему, затронутую автором. Этого делать не нужно, на оценку это не повлияет, а риск сделать ошибку возрастет.

Этот алгоритм - не истина в последней инстанции. Его можно придерживаться, можно на него ориентироваться, но не стоит пользоваться этими рекомендациями бездумно. Возможно, после тренировки у вас появится собственное представление о том, как нужно писать эссе. Прекрасно! Главное, не забывайте, что эта работа оценивается по жестким критериям, которые вам нужно стараться соблюсти.

Алгоритмы выполнения заданий ЕГЭ

1. Памятка «КАК РАБОТАТЬ С ДИАГРАММАМИ»

1. Рассмотри диаграмму : найди изображение, легенду и числа. Любая диаграмма состоит из двух взаимосвязанных частей - изображения с заштрихованными сегментами (или столбцами) и пояснения, называемого легендой диаграммы.

Рядом с каждым заштрихованным сегментом (или столбцом) поставлено число , означающее, какой процент людей, отвечавших на вопрос, выбрали этот вариант ответа. В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый сегмент (столбец) диаграммы.

2. Внимательно изучи диаграмму :

Проанализируй сам вопрос, на который респондентам предлагалось ответить;

Прочитай легенду диаграммы, соотнеси ее с соответст­вующими сегментами (столбцами);

Установи, сколько опрошенных выбрали каждый вари­ант ответа;

Лучше – на черновике запиши соответствующее число рядом с каждой позицией легенды.

3. Выполни задание - выбери единственную верную из предложенных четырех альтернатив.

2. Алгоритм выполнения и модели заданий типа С7

Задание С7 проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.

Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).

ПАМЯТКА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.

2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:

Определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;

Подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:

Выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;

Сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо вспомнить;

Соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

4) Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
5) Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
6) Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

 соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;

 если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них;

 нет ли противоречий между вашими аргументами;

 нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

 не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.

Рассмотрим на примере конкретных задач технологию работы по предлагаемой памятке.

Задание С7 . К фольклорному празднику группа мужчин и женщин подготовила номер, состоящий из танца и песен, которые их предки, жившие на этой земле несколько веков, исполняли в торжественные дни. О какой общности идет речь в данном сюжете? Назовите два признака, по которым вы это определили. Приведите дополнительный признак этой общности, не упомянутый в сюжете.

Какие действия необходимо выполнить для решения этой задачи:

1) внимательно прочесть условия и запомнить вопросы;

2) обдумать условие задачи и выявить все, что характерно для этой общности: общие территория, культура, ценности, язык;

3) определить, знание какой области обществоведческого курса проверяет данная задача (социальная сфера), понятие «социальная общность»;

4) выявить конкретную проблему – виды социальных общностей. По ней мы и будем привлекать дополнительную информацию: вспомним, какие виды социальных общностей существуют, и чем характеризуется каждая из них (виды социальных общностей – классовые, исторические, социально – демографические, корпоративные, этнические и др.).

Необходимо соотнести наши знания с данными условия. И исходя из условия задачи, делаем вывод: речь идёт об этнической группе.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) названа общность: этническая группа;

2) два признака по тексту:

– общность культуры;

– общность территории.

3) дополнительный признак, например:

– общность языка;

– сознание своего единства.

Опыт решения этой задачи наглядно доказывает необходимость внимательнейшего прочтения и детального анализа условия предложенной задачи, так как все необходимые данные и даже требуемые признаки были «зашифрованы» в тексте условия.

3. Памятка «Как написать сложный план (С8)»

1. Помни, план - это самая короткая форма изложения темы, его логическая схема в виде кратких формулировок.

2. Представь содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.

3. Раздели это содержание на смысловые части, выделив из каждой из них главную мысль.

4. Озаглавь каждую часть.

5. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.

6. Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них содержание темы.

7. В случае необходимости внеси корректировки.

8. Помни, что план должен охватывать основное содержание темы.

9. В заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Задания части 2. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л.

М.: 2017. - 96 с.

Практикум по обществознанию ориентирован на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Пособие содержит подробный разбор всех типов заданий части 2, несколько десятков заданий высокого уровня сложности для отработки каждого типа заданий, а также рекомендации по выполнению заданий высокого уровня сложности, разбор типичных ошибок, ответы и критерии оценивания заданий части 2. Книга предназначена преподавателям, родителям, репетиторам, а также учащимся средней школы для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

Формат: pdf

Размер: 1 ,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
Предисловие 4
Особенности заданий части 2 6
Задания для работы с текстом (21-24) 10
Характеристика текстов 10
Характеристика заданий 13
Типичные ошибки 22
Проверьте себя 27
Как работать с текстом на экзамене 37
Тренировочные задания 38
Раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте (25) 46
Назначение задания и критерии оценивания 46
Типичные ошибки 49
Советы и рекомендации 51
Тренировочные задания „ 53
Задания на конкретизацию теоретических положений (26) 54
Задания-задачи (27) 59
Тренировочные задания 70
Задания на составление плана (28) 75
Особенности составления плана по предложенной теме 75
Тренировочные задания 77
Задание 29 83
Обществоведческое эссе: специфика задания 83
Примеры и комментарии 91

Часть 2 - самая сложная часть Единого государственного экзамена по обществознанию. Она содержит задания с развернутым свободно формулируемым ответом преимущественно высокой сложности. Исключение составляют задания к тексту 21 и 22, целью которых является проверка не столько уровня знаний учащихся, сколько их умений извлекать информацию из предъявленного текста. В то же время эти задания оказывают помощь в осмыслении текста и его последующего анализа.
Задания высокого уровня сложности 23-29 призваны проверить широту и глубину овладения учащимися обществоведческим материалом и выявить уровень их интеллектуальных умений. Эти задания требуют умений приводить аргументы, факты, примеры для обоснования того или иного теоретического положения, формулировать собственную точку зрения, .связывать теоретические знания и конкретные мнения и социальные ситуации. Эти же задания предусматривают и выявление общей эрудиции учащихся, умение пользоваться контекстным знанием, а также знаниями смежных гуманитарных дисциплин: истории, литературы, географии.
Завершает работу задание 29 - мини-сочинение (эссе) по одной из пяти тем, представленной в виде афористического высказывания. Каждая тема эссе соотносится с одной из шести базовых наук курса обществознания: философией, экономикой, социологией, и социальной психологией, политологией или правоведением. Выполняя это задание, экзаменуемый осуществляет выбор высказывания-темы. Выбрав тему, выпускник может проявить свои знания и умения на том содержании обществоведческого курса, которое для него наиболее привлекательно.

Затруднения при выполнении заданий базового уровня«Социальный контроль»,
«Политическая элита»,
«Политические партии и
движения»,
«Понятие и виды юридической
ответственности».

«Мышление
и деятельность»,
«Политический процесс»;
«Понятие истины и ее критерии»;
«Ценные бумаги»;
«Социальный контроль»;
«Социальная стратификация и
мобильность»,

Затруднения при выполнении заданий высокого уровня сложности

«Понятие и виды юридической
ответственности»,
«Органы государственной
власти Российской Федерации»
«Федеративное устройство
Российской Федерации»
(названия органов, функции).По группам
(см. Методические рекомендации)
Группа 1 (не получившие
минимального балла)
Группа 2 (42 – 60 баллов)
Группа 3 (61 – 80 баллов)

Сложные темы

Познание (что такое, уровни, виды,
формы, особенности научного и
социального познания, истина, ее
критерии, объективность истины)
Прогресс (критерии, последствия)
Социология (социальная
стратификация, мобильность, типы
семьи)

Сложные темы

Экономика (издержки фирмы, виды и
функции налогов, системы
налогообложения, функции основных
финансовых институтов, в
частности ЦБ, экономические задачи
государства и методы
государственного регулирования, в
рыночной экономике, меры по борьбе
с безработицей)

Сложные темы

Политика (политическая система,
формы государства, политическое
лидерство)
Право (основы конституционного строя
РФ, полномочия высших органов
государственной власти, права и
обязанности человека и гражданина,
принцип федерализма, разграничение
полномочий между центром и субъектами,
права и обязанности налогоплательщика)

Сложные темы

Право (условия и порядок
заключения трудового соглашения,
права и обязанности работника и
работодателя; условия и порядок
заключения брака и его расторжения,
порядок и условия заключения
брачного договора)
(см. видеоролик)

fipi.ru

Спецификация
контрольных
измерительных материалов
для проведения в 2018 году
единого государственного
экзамена по обществознанию

4. Структура КИМ ЕГЭ
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в
себя 29 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с
кратким ответом:
– задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного
перечня ответов;
– задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц;
– задание на установление соответствия позиций, представленных в двух
множествах;
– задание на определение терминов и понятий, соответствующих
предлагаемому контексту.
Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде слова
(словосочетания) или последовательности цифр, записанных без пробелов
и разделительных символов.
Часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом. В этих задания ответ
формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой
форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников,
имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Результаты выполнения заданий части 1 обрабатываются автоматически.
Ответы на задания части 2 анализируются и оцениваются экспертами на
основе специально разработанных критериев.

Спецификация Структура работы


1 часть
1 – 3 – понятийные задания базового уровня (человек,
общество),
4 – 19 – базовый и повышенный уровни
4 – 6 – человек, общество, познание, духовная
культура
7 – 10 – экономика,
11 – 12 – социальные отношения
13 – 15 политика
16 – 9 – право
20 – текст, в который необходимо вставить
отсутствующие элементы

Задания 14 и 16





Федерации, а
задание 16 – знание основ


гражданина

Спецификация Структура работы

5. Распределение заданий по содержанию
2 часть
21 – 24 – составное задание с фрагментом научного
текста
21- 22 – по тексту
23 – объяснять, конкретизировать
24 – самостоятельное формулирование,
аргументирование по проблематике текста
25 – смысл понятия и его применение
26 – конкретизация примерами теоретических
положений
27 – задача: анализ информации
28 – план ответа по теме
29 мини-сочинение

Спецификация Распределение по уровням

6. Распределение заданий КИМ по уровню
сложности
Часть 1 содержит задания двух уровней
сложности: 10 заданий базового уровня и
10 заданий повышенного уровня.
В части 2 представлены два задания
базового уровня (21 и 22) и семь
заданий высокого уровня сложности
(23–29).
17 заданий повышенного и высокого
уровней сложности и 12 – базового уровня

Спецификация продолжительность зкзамена

7. Продолжительность ЕГЭ по
обществознанию
На выполнение экзаменационной работы
отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Примерное время, отводимое на выполнение
отдельных заданий, составляет:
1) для каждого из заданий 1–3, 10 – 1–4
минуты;
2) для каждого из заданий 4–9, 11–28 – 2–8
минут;
3) для задания 29 – 45 минут.

Спецификация Система оценивания

9. Система оценивания выполнения отдельных заданий и
экзаменационной работы в целом
Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом.
Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20
оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются
следующим образом: полное правильное выполнение задания
– 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной
неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со
всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания
(отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное
выполнение задания (при указании двух или более ошибочных
цифр) – 0 баллов.
Полное правильное выполнение заданий части 2
оценивается от 2 до 6 баллов. За полное правильное
выполнение заданий 21, 22 выставляется по 2 балла; заданий
23–27 – по 3 балла; 28 – 4 балла, задания 29 – 6 баллов.
Максимальный первичный балл – 64.

Спецификация + справка

10. Изменения в КИМ 2018 года по сравнению с
КИМ 2017 года
Переработана система оценивания задания
28. Максимальный балл увеличен с 3 до 4.
Детализирована формулировка задания 29
и изменена система его оценивания.
Максимальный балл увеличен с 5 до 6.
Максимальный первичный балл за
выполнение всей работы увеличен с 62 до
64.

Спецификация Приложение 1

Спецификация Приложение 2

fipi.ru

Демонстрационный
вариант контрольных
измерительных материалов
единого государственного
экзамена 2018 года по
обществознанию

Инструкция

Инструкция

Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать
объяснение, описание или обоснование; высказать и
аргументировать собственное мнение). В бланке
ответов № 2 укажите номер задания и запишите его
полное решение работы.
Бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой, или капиллярной,
или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться
черновиком.
Записи в черновике не учитываются при оценивании
работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания,
суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и
набрать наибольшее количество баллов.

1 часть


заданий первой части
№ 1, № 2, № 3, №10

1 часть

Задание 1 на выявление

с помощью схем и таблиц

1 часть


Задачи правоохранительных органов РФ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ
ОРГАНЫ
ЗАДАЧИ
Полиция
Охрана законности и
общественного порядка,
пресечение и предупреждение
преступлений и др.
...
Надзор и контроль за
соблюдением законности всеми
участниками общественной
жизни

1 часть

Запишите слово, пропущенное в таблице.
Демократический режим
ЧЕРТЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО
РЕЖИМА
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Парламентаризм
Государственная власть, в
которой существенная роль
принадлежит народному
представительству
Политический

Многообразие и свободная
конкуренция в политическом
процессе различных политических
идей, взглядов, программ

1 часть

Таким образом:
Задание на выявление
структурных элементов понятия
с помощью схем и таблиц
Не надо дублировать слова,
которые содержатся в других
графах

Задание 1

Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристика форм духовной культуры
ФОРМА ДУХОВНОЙ
КУЛЬТУРЫ
Религия

ХАРАКТЕРИСТИКА
Взгляды и представления
людей, основанные на вере в
сверхъестественное
Сфера ценностей (оценок) и
норм (правил), регулирующих
жизнь с позиций гуманизма,
добра и справедливости

Алгоритм выполнения

1) определить – слово или словосочетание;
2) выявить область обществоведческого знания (! обратить
внимание на название таблицы и отдельных столбцов);
3) проанализировать заполненную строку;
4) привлечь обществоведческие знания и дать ответ;
6) проверить ответ (! название таблицы, отдельных
столбцов, элементы характеристик приведенных
понятий в таблице не могут быть правильным ответом).
! Обратить внимание обучающихся на то, что при
самопроверке выполнения задания следует следить за
постановкой задачи: слово или словосочетание
требовалось записать.

1 часть

Типичные ошибки при выполнении
задания 2 на соотнесение видовых
понятий с родовым понятием
(термином), выделение
обобщающего понятия

1 часть





Первичная группа, нация,
демографическая группа, большая группа,
социальная группа.

1 часть

В приведённом ниже ряду найдите понятие,
которое является обобщающим для всех
остальных представленных понятий.
Запишите это слово (словосочетание).
Республика, монархия, форма правления,
федерация, форма государства.
Ответ: ___________________________.

1 часть

Таким образом:
Задание 2 на соотнесение видовых
понятий с родовым понятием
(термином), выделение
обобщающего понятия
Обобщающее понятие находится в
самом задании

Задание 2

В
приведённом ниже ряду
найдите понятие, которое
является обобщающим для всех
остальных представленных
понятий. Запишите это слово.
Прибыль, доход, зарплата,
процент, рента.

Алгоритм выполнения

1) внимательно прочитать перечень;
2) определить позиции перечня, выделенные по
одному основанию; классифицировать
позиции;
4) записать выбранное слово/словосочетание в том
виде, в котором оно приведено в условии задания
(! без сокращений, дополнений и т.п.);
5) проверить ответ.

1 часть

Задание 3 на классификацию
объектов, выделение в ряду
однородной социальной
информации лишних звеньев

1 часть

Ниже приведён перечень признаков. Все они, за
исключением двух, относятся к признакам
государства любого типа.
1) суверенитет; 2) монополия на легальное
применение силы; 3) установление цен на
товары; 4) всеобъемлющий контроль за жизнью
граждан; 5) право на взимание налогов и сборов с
населения; 6) право на создание
общеобязательных правовых норм.
Найдите два признака, «выпадающих» из общего

они указаны.
Ответ:

Часть 1

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за
исключением двух, обозначают формы
политического участия граждан.
1) выборы; 2) регистрация юридического лица;
3) уплата налогов; 4) обращение в органы
государственной власти; 5) референдум;
6) Членство в политической партии.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего
ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми
они указаны.

Алгоритм выполнения

Таким образом:
Формат подобных заданий предполагает
ряд из шести терминов
/признаков/характеристик/функций,
два/две из которых являются лишними
(«выпадают» из общего ряда).
Требование задания связано с поиском
этих «лишних» элементов и записью
цифр, под которыми они указаны, в
таблицу ответов.

Алгоритм выполнения

1.
2.
3.
Следует уяснить смысл родового
понятия (термина);
Внимательно прочитав каждый из
предложенных терминов и вспомнив
сущностные характеристики,
приходим к выводу;
Порядок записи цифр ответа в
данном задании принципиального
значения не имеет

1 часть

Типичные ошибки при выполнении
заданий первой части
Задание 10
Напомним, что в экзаменационной
модели 2016 г. формат этого
задания был изменён:
предлагалось указать не один, а
несколько правильных ответов из
пяти предложенных вариантов

1 часть

Пример 1
На рисунке отражено
изменение предложения
женских кожаных сумок на
соответствующем рынке:
линия предложения S
переместилась в новое

количество.)
Какие из перечисленных
факторов могут вызвать
такое изменение? Запишите
цифры, под которыми они
указаны.

1 часть

появление моды на сумки из ткани
увеличение количества продавцов
женских кожаных сумок
3. уменьшение стоимости кожи,
используемой в производстве сумок
4. внедрение новых
высокопроизводительных технологий
производства женских кожаных сумок
5. подорожание аксессуаров, используемых
в производстве кожаных сумок
1.
2.

1 часть

Пример 1
На рисунке отражено
изменение предложения
легковых автомобилей на
потребительском рынке:
линия предложения S
переместилась в новое
положение – S1. (P – цена; Q –
количество.)
Какие из перечисленных
факторов могут вызвать
такое изменение? Запишите
цифры, под которыми они
указаны.

1 часть

1) увеличение количества производителей
автомобилей
2) снижение возраста получения
водительского удостоверения
3) снижение цен на комплектующие изделия
для автомобилей
4) рост тарифов на электроэнергию
5) повышение процентов по автокредитам

Алгоритм выполнения подобных заданий может быть следующим

1) Внимательно проанализируйте условие задания.
Обратите внимание на то, о чём идёт речь: об
изменении спроса или предложения. (Порой
именно невнимательность в этом пункте влечёт
ошибочное выполнение задания.)
2) Определите, произошло увеличение или
сокращение спроса/предложения.
3) Проанализируйте предложенные варианты ответа,
соотнося их с изменением спроса/предложения (?
может ли этот фактор вызвать такое изменение
спроса/предложения).

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) Последовательность основных стадий жизни человека, при
которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает
старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением
социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей
человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным
видам деятельности проявляется в социальных
обстоятельствах.

Задания 4, 6, 7, 9-13, 15-17, 19 – количество верных элементов ответа не фиксируется

В стране Z проводится реформа образования. Какие
факты свидетельствуют о том, что реформа
направлена на гуманизацию образования? Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) ориентация на интересы и склонности ученика
4) применение технологий, сберегающих здоровье
5) уделение особого внимания нравственному
воспитанию
6) компьютеризация образовательного процесса

Задания 4, 6, 7, 9-13, 15-17, 19 – количество верных элементов ответа не фиксируется

Выберите верные суждения об отличительных чертах
рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Государство осуществляет централизованное распределение
ресурсов.
2) Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса
и предложения.
3) Предприятиям приходится решать проблему ограниченности
ресурсов.
4) Производители товаров и услуг конкурируют за спрос
потребителей.
5) Каждый вправе свободно распоряжаться своими
способностями и имуществом для предпринимательской и
иной не запрещённой законом экономической деятельности.

Модификация задания на выбор суждения

Выберите верные суждения о функциях
политической партии в демократическом обществе
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политические партии участвуют в парламентских
выборах.
2) Политические партии участвуют в судопроизводстве.
3) Политические партии мобилизуют граждан на
осуществление политических действий.
4) Политические партии участвуют в формировании
правоохранительных органов.
5) Политические партии проводят организационные
мероприятия среди партийного актива.

Задания на обращение к социальным реалиям

Автомеханик Роман нашёл новую работу по специальности. Для
заключения трудового договора он принёс документы
воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё согласно
Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить
работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны
соответствующие документы.
1) свидетельство о регистрации права собственности на жилое
помещение
2) страховое свидетельство государственного пенсионного
страхования
3) паспорт гражданина РФ
4) налоговое уведомление
5) диплом о профильном образовании
6) выписку из финансово-лицевого счёта

Задания 14 и 16

В экзаменационной работе 2018 г.
задание 14 во всех вариантах проверяет
знание органов государственной власти
и федеративного устройства Российской
Федерации, а
задание 16 – знание основ
конституционного строя Российской
Федерации, прав и свобод человека и
гражданина

Задание 14

Установите соответствие между функциями
и субъектами государственной власти
Российской Федерации, которые их
исполняют: к каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго
столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Ответ:

Задание 14

ФУНКЦИИ
А) утверждение изменения
границ между субъектами
РФ
Б) управление федеральной
собственностью
В) назначение на должность
Председателя Центрального
банка РФ
Г) разработка федерального
бюджета
Д) осуществление помилования
СУБЪЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РФ
1) Президент РФ
2) Совет Федерации
3) Государственная Дума
4) Правительство РФ

Задание 16

Что из перечисленного ниже относится
конституционным обязанностям гражданина РФ?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) указание своей национальности
2) сохранение исторического и культурного наследия
3) участие в выборах органов власти
4) уплата налогов
5) свободное распоряжение своими способностями к
труду
Ответ: ___________________________.

2 часть

Составное задание (текст) 21-24
Задания 21 и 22 направлены на выявление умения
находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить
информацию, содержащуюся в тексте в явном виде (задание
21), а также применять ее в заданном контексте (задание 22).
Задание 23 нацелено на характеристику (или объяснение,
или конкретизацию) текста на основе изученного курса, с
опорой на обществоведческие знания.
Задание 24 предполагает использование информации текста
в другой познавательной ситуации, самостоятельное
формулирование и аргументацию суждений, связанных с
проблематикой текста.

Задание 21

Правильный ответ должен
содержать следующие элементы.
Элементы ответа могут быть
представлены как в форме цитаты,
так и в форме сжатого
воспроизведения основных идей
соответствующих фрагментов текста.

Задание 22

В правильном ответе могут быть указаны
следующие элементы:
1) причины по тексту:
(Причины могут быть указаны в иных, близких
по смыслу формулировках)
2) причина не по тексту
Может быть названа другая причина.
Правильно названа только одна причина.
ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов

Задание 23

В правильном ответе должны быть названы результаты
социализации и приведены соответствующие примеры
социализирующего воздействия:
Могут быть приведены другие примеры социализирующего
воздействия.
0 баллов
Правильно названы только один–три результата
социализации.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не
соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный

Задание 24

Могут быть приведены такие
объяснения:
Могут быть приведены другие
объяснения
Приведены три объяснения
3
Приведены два объяснения
2
Приведено только одно объяснение 1

Задание 25

Задание 25 проверяет умение самостоятельно
раскрывать смысл ключевых обществоведческих
понятий и применять их в заданном контексте.
Это задание с универсальными критериями.
! Обратить внимание на требование задания –
раскрыть СМЫСЛ понятия
0 баллов
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или
раскрыт неверно при любом количестве других
элементов ответа.
ИЛИ Ответ неправильный

Задание 26

Задание 26 проверяет умение конкретизировать
примерами изученные теоретические положения и
понятия.
! Обратить внимание на оформление:
- признак – пример (пример)
0 баллов
Правильно названы только одно–три основания.
ИЛИ Приведены только один–три примера.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера,
не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный

Задание 26

Изменение!
Каждый пример должен быть сформулирован
развернуто

Задание 27

Задание-задача 27 требует: анализа
представленной информации, в том числе
статистической и графической; объяснения
связи социальных объектов, процессов;
формулирования и аргументации
суждений, объяснений, выводов.
При выполнении этого задания
проверяется умение применять
обществоведческие знания в процессе
решения познавательных задач по
актуальным социальным проблемам.

Задание 28

Задание 28 требует составления плана
развернутого ответа по конкретной теме
обществоведческого курса.
При выполнении заданий данного типа
выявляются умения: систематизировать и
обобщать социальную информацию;
устанавливать и отражать в структуре
плана структурные, функциональные,
иерархические и иные связи социальных
объектов, явлений, процессов.

Задание 28

Изменения! (см. критерии)
28.1 Раскрытие темы
28.2 Общее количество пунктов плана
28.3 Корректность формулировок
пунктов и подпунктов
Если за 28.1 – 0, то за 28.2 и 28.3 -0
Если за 28.2 – 0, то за 28.3 - 0
4 балла

Алгоритм выполнения

1)
2)
3)
Чётко уяснить сущность требования, из которого
вытекают оцениваемые элементы ответа.
Выполнение этого задания предполагает:
выявление вопросов (пунктов плана), обязательных для
раскрытия предложенной темы (не менее трёх);
продумывание формулировок пунктов плана, чтобы они
соответствовали заданной теме;
составление сложного плана, т.е. детализация в подпунктах
не менее двух пунктов плана. Очень важно следить за тем,
чтобы план соответствовал заданной теме и позволял
содержательно её раскрыть.
«Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактноформальный характер и не отражающие специфики темы,
не засчитываются при оценивании». Любой план должен
отражать специфику темы.
Темы – из кодификатора

Задание 29

Альтернативное задание 29 написание мини-сочинения по одной
из пяти предлагаемых тем. Темы
задаются в виде кратких
высказываний представителей
общественной мысли, политических
деятелей, деятелей науки и культуры.

Задание 29

Проверяет широкий комплекс умений:
раскрывать смысл авторского суждения,
привлекать изученные теоретические
положения общественных наук,
самостоятельно формулировать и
конкретизировать примерами свои
рассуждения,
делать выводы.
План – инструкция, критерии

Задание 29

Наличие ошибочных с точки зрения научного
обществознания положений ведёт к снижению
оценки по этому критерию на 1 балл (с 1 балла до 0
баллов)
Аргументы, содержащие фактические и
смысловые ошибки, приведшие к существенному
искажению сути высказывания и
свидетельствующие о непонимании используемого
исторического, литературного, географического и
(или) другого материала, не засчитываются
при оценивании

Задание 29

Фактическая аргументация
используются сообщения СМИ, материалы
учебных предметов (истории, литературы,
географии и др.), факты личного
социального опыта и собственные
наблюдения.
примеры из разных учебных предметов
рассматриваются в качестве примеров из
различных источников

Задание 29

Нет требования:
писать о предмете исследования,
приводить информацию об авторе,
подкреплять свои аргументы цитатами
мыслителей,
выделять проблему и позицию,
по количеству слов, понятий.

Задание 29

Изменение!
29.1 – раскрытие смысла высказывания
29.2 – теоретическое содержание минисочинения
29.3 – корректность использования понятий,
теоретических положений, выводов
29.4 – Качество приводимых фактов и
примеров

Задание 29

Изменение!
29.4 – Качество приводимых фактов и примеров
Каждый приводимый факт/пример должен
быть сформулирован развернуто и явно
связан с иллюстрируемым положением,
рассуждением, выводом
6 баллов
Если 29.1 – 0, то другие критерии – 0
Если 29.2 – 0, то 29.3 - 0

Внимательно прочитать
Выйти на уровень понимания
(что от меня требуется, что я должен
сделать)
Просчитать количество элементов

Алгоритм работы с заданием части 2

21. Какое определение культуры
приведено автором? Как в тексте
объясняется положение о
«репрессивном» характере культуры?
22. Назовите три причины, которые, по мнению
автора, ограничивают «способность культуры
управлять человеческим поведением». Привлекая
обществоведческие знания, факты общественной
жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в
тексте.

Алгоритм работы с заданием части 2

23. Какие три результата
социализации названы в тексте?
Используя факты общественной
жизни и личный социальный опыт,
приведите пример того, какое
социализирующее воздействие
необходимо для достижения каждого
из этих результатов.

Алгоритм работы с заданием части 2

24. Используя
текст и
обществоведческие знания,
приведите три объяснения
высказанной в тексте мысли о
том, что без культуры люди
были бы полностью
дезориентированы.

Алгоритм работы с заданием части 2

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в
понятие «политический режим»?
Привлекая знания обществоведческого курса,
составьте два предложения:
одно предложение, содержащее информацию
о критерии(-ях) выделения типов политических
режимов, и одно предложение, раскрывающее
особенности демократического режима..

Алгоритм работы с заданием части 2

26. Назовите и проиллюстрируйте
примерами любые три основания
приобретения права собственности,
предусмотренные Гражданским
кодексом РФ.

Алгоритм работы с заданием части 2

27. В своде обычного права средневековой Франции
указывалось: «Следует знать, что людям нашего века
известны три состояния. Первое – это знатное. Второе –
состояние свободных по происхождению людей,
рождённых свободной матерью. Третье – крепостное
состояние людей. Между правами дворян и других людей
существует большая разница».
Какая сфера общественной жизни отражена в этих
правовых установлениях?
Какой исторический тип стратификации зафиксирован
этими нормами?
Используя обществоведческие знания, укажите любые три
критерия стратификации современного общества.

Первое задание ЕГЭ по обществознанию направлено на проверку общих, систематических знаний по предмету. Оно представлено в виде таблицы или схемы, в которой пропущено одно слово либо словосочетание; задача экзаменующегося – верно вставить пропущенный элемент. Задание может быть связано с любым аспектом, изучаемым в обществознании – от морали до политической культуры. Однако оно всегда представляет собой классификацию: типы общества, функции рынка, формы правления.

Задание относится к базовому уровню сложности; выполнить его не так сложно при условии хорошего знания теории – особенно если учесть, что остальные элементы схемы заполнены и являются своего рода подсказкой. Правильное выполнение первого задания оценивается в 1 балл.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание;
  2. Смотрим, какие элементы уже присутствуют в таблице/схеме;
  3. Вспоминаем теорию по теме задания;
  4. Если в задании дана таблица – вспоминаем, что соответствует характеристике, данной к пропущенному слову;
  5. Определяем пропущенный элемент и записываем его в ответ.

Разбор типовых вариантов задания №1 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Как видим, задание связано с избирательными системами, которые обуславливают порядок определения результатов голосования. 2 из них– мажоритарная и смешанная — уже указаны в таблице. Мы помним, что всего выделяется 3 типа избирательных систем: уже названные мажоритарная и смешанная, а также — пропорциональная. Таким образом, если вы знаете, какие существуют типы избирательных систем, или же если вы помните, в чем заключается особенность пропорциональной системы, выполнить задание вам будет совсем нетрудно.

Ответ: пропорциональная.

Второй вариант задания

Задание, где дается не таблица, а схема, на первый взгляд кажется сложнее – ведь здесь нет характеристик каждого элемента, которые могли бы облегчить понимание того, о чем идет речь. Однако, если внимательно посмотреть на функции, нетрудно вспомнить, что такое их сочетание характерно для такого социального института, как семья.

Ответ: семьи.

Третий вариант задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

БЕЗРАБОТИЦА

Задание направлено на проверку знаний о безработице. Мы видим, что несколько наиболее распространенных ее форм уже перечислены в таблице. Зная теорию, мы помним, что такая форма безработицы, которая возникает из-за динамичности рынка труда (то есть того, что люди могут добровольно решить поменять работу в поисках лучших трудовых условий), называется фрикционной. В данном случае, даже если вы забыли, чем характеризуется фрикционная безработица, вы можете записать ее в таблицу, зная, что это – одна из наиболее распространенных форм безработицы, которая будет присутствовать даже при ситуации полной занятости в экономике.

Ответ: фрикционная.

Четвертый вариант задания

Запишите слово, пропущенное в таблице .

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

В этом варианте определяются знания экзаменующихся о различных формах духовной культуры. Как мы помним из курса обществознания, к ним относятся религия, философия, наука, искусство, мораль… Если посмотреть на данное в задание определение, можно с легкостью определить, что речь идет о морали – ведь именно она представляет собой совокупность представлений о добре и зле, о правильном и неправильном, в соответствии с которой в обществе формируются определенные правила поведения.

Ответ: мораль.

Пятый вариант задания

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Если вы помните основную теорию, связанную с темой «Право», выполнить это задание вам будет совсем нетрудно. При внимательном взгляде на схему видно, что на ней отображены все основные отрасли права, кроме уголовного. Конечно, может возникнуть вопрос, связанный с наличием таких отраслей права, как, например, земельное или финансовое. Однако, поскольку речь идет именно об основных отраслях, нужно выбрать то, что рассматривается в курсе обществознания чаще и подробнее.

Ответ: уголовное.

Шестой вариант задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Деятельность подразделяется на два основных вида – материальная и духовная. Зная только это, мы уже можем заполнить данную таблицу, а используя приведенную характеристику сделать это становится еще легче. Поскольку все варианты первого задания ЕГЭ по обществознанию связаны с различными общими классификациями, относящимися к наиболее важным аспектам предмета, оно считается одним из самых легких – правильно выполнить его можно за 1-2 минуты, оставив больше времени на выполнение более трудных номеров.



В продолжение темы:
Роды

В дни, когда под запретом мясо, раздумья на тему, что приготовить на ужин постного, зачастую становятся весьма мучительными. Особенно в том случае, если пост продолжительный....

Новые статьи
/
Популярные