§34. Зависимость температуры воздуха от географической широты. Какое время года в южном полушарии, когда у нас лето

§34. Зависимость температуры воздуха от географической широты. Какое время года в южном полушарии, когда у нас лето

Атмосфера: строение, значение, изучение.

1. Укажите газы, из которых состоит воздух:

1. Азот — 78%;

2. Кислород — 21%;

3. Остальные газы — 1%.

Какой газ атмосферы сыграл самую значительную роль в формировании современного облика Земли? Почему?

Кислород. Без него не существовало бы ничего живого.

2. На рисунке 20 закрасьте земной шар коричневым цветом, а воздушную обо-лочку — голубым цветом. (Используй-те знания о диаметре Земли и толщине атмосферы.)

3. Сравните тропосферу и стратосферу. Заполните таблицу.

4. Используя текст учебника, дополните схему.

5. Как изменяется температура воздуха в тропосфере с высотой? Почему?

Понижается на 6 градусов с повышением на 1 км. Воздух тропосферы нагревается от поверхности Земли.

6. Рассчитайте, какова температура воздуха за бортом са-молёта, летящего на высоте 5 км, если у земной поверх-ности она равна 18 °С

7. Чему равна температура воздуха у поверхности Земли, если на высоте 4 км она равна-10 °С?

Температура воздуха.

1. Почему для измерения температуры воздуха термометр необходимо разместить в тени?

Он нагревается от солнечных лучей.

2. В таблице даны значения температуры воздуха за три дня наблюдений. Рассчитайте среднюю температуру воздуха и суточную амплитуду температуры за каждый день наблюдений. В пустые колонки напишите возмож-ные значения температуры в течение четвёртых и пя-тых суток. (Лучше, если эти значения получены путём личных наблюдений.) Рассчитайте для них среднюю температуру и суточную амплитуду температуры.

Часы наблюдений Дни наблюдений
1 2 3 4 5
1 3 3 3
7 2 1 4
13 10 5 0
19 5 3 -1
Средняя температура 5 3 -2
Амплитуда температуры 7 4 4

3. На рисунке 21 по данным первого дня наблюдений из задания 2 постройте график су-точного хода температуры. По графику определите темпера- 10-- туру воздуха в 10 ч.

Годовой ход температуры воздуха.

1. По своим календарям погоды вычислите:

а) среднюю температуру за месяц наблюдений;

б) амплитуду температуры за месяц наблюдений.

2. На рисунке 22 постройте график годового хода темпера-туры воздуха по данным таблицы 7 учебника. По графи-ку определите примерную среднюю температуру ноября.
Рис. 22

3. На рисунке 23 постройте график годового хода темпера-туры в своей местности по данным средних многолетних температур каждого месяца. Средние многолетние температуры всех месяцев года впишите в таблицу. Вы-числите среднюю годовую температуру.

Средняя температура месяца, °С Средняя годовая температу-ра, °С
Я Ф М А М И И А С О Н Д

Пользуясь построенным графиком, расскажите о годо-вом ходе температуры в своей местности.

4. Рассчитайте средние годовые температуры воздуха и годо-вые амплитуды температуры для Сингапура и Стокгольма. (Используйте данные таблицы 8 учебника.) Сравните по-лученные результаты и сделайте вывод: где средняя годо-вая температура выше, а где — ниже и почему.

Вывод: В Стокгольме ниже. Температура воздуха сильно зависит от географичсекого положения и погодных условий.

Атмосферное давление.

1. Значения пониженного давления подчеркните прямой линией, повышенного — волнистой (прим.: здесь не отмечено):

750 мм , 765 мм, 748 мм , 770 мм, 752 мм, 759 мм .

2. На рисунке 24 подпишите значения атмосферного дав-ления в точках, указанных стрелками (на уровне моря атмосферное давление равно 760 мм).

3. Определите атмосферное давление у подножия холма высотой 60 м, если на его вершине барометр показал давление 758 мм

4. Рассчитайте высоту холма, если у его подножия баро-метр показал 762 мм, а на вершине — 753 мм.

5. Рассмотрите рисунок 72 учебника. Определите:

а) в какой точке атмосферное давление наибольшее - 3 ;

б) в какой точке атмосферное давление наименьшее - 4 .

Объясните полученные результаты.

Точка 3 ниже уровня Мирового океана, т.е. давление тем выше, точка 4 - наивысшая.

6. Рассчитайте, какое атмосферное давление является нормальным для вашей местности.

Ветер.

1. Укажите стрелкой направление ветра.

2. На рисунке 25 покажите, как образуется дневной и ноч-ной бриз.

3. Покажите стрелками направление ветра между пункта-ми А и Б; длиной стрелок отразите силу ветра.

4. Вставьте в предложение пропущенные слова.

Чем больше разница давлений , тем больше сила (скорость) ветра.

5. На рисунке 26 по данным своего календаря погоды по-стройте розы ветров за два месяца наблюдений (месяцы выберите по указанию учителя).

Какие ветры преобладали в течение периода наблюде-ний?

6. На рисунке 27 заштрихуйте территории, где распрост-ранены муссоны. Объясните, почему на этих территори-ях летом преобладает пасмурная, а зимой — безоблач-ная и сухая погода.

Летом муссоны дуют с океана на материк, зимой - с материков на океан. Таким образом, летом они приносят мгного влаги, а зимой уносят.

Водянои nap в атмосфере. Облака.

1. Назовите состояния воды в природе

Жидкое, твердое, газообразное.

При каких условиях вода переходит из одного состоя-ния в другое?

При нагревании: твердое - жидкое - газ;

При остывании: газ - жидкое - твердое.

2. Изучите содержание рисунка 77 в учебнике. Закон-чите предложение.

Чем выше температура воздуха, тем больше в нем пара.

3. Используя рисунок 77 в учебнике, выполните задания.

1) 1 м3 воздуха имеет температуру +10 °С и содержит 6 г водяного пара. Такой воздух является (лишнее слово вычеркнуть) насыщенным, ненасыщенным .

2) В воздухе при температуре +30 °С содержится 15 г во-дяного пара. До его насыщения не хватает 15 г
водяного пара.

3) Температура воздуха +20 °С, в 1 м3 его содержится 4 г водяного пара. При охлаждении этого воздуха до 0 °С вода (лишнее слово вычеркнуть) выделится, не выде-лится , так как при 0 воздух считается насыщенными при 5 г воды .

4) Сколько водяного пара может вместить 1 м3 насы-щенного воздуха, если его температура повысится от
-10 до 0 °С? 2,5 г.

5) Рассчитайте, сколько воды выделится из 1 м3 на-сыщенного воздуха при его охлаждении от 0 до -10 °С. 2,5 г.

4*. Определите относительную влажность воздуха, если при температуре +10 °С 1 м1 этого воздуха содержит 1 г водяного пара.

5*. Определите абсолютную влажность воздуха, если при температуре +20 °С его относительная влажность равна 50%.

6. На рисунке 28 изобразите основные виды облаков в за-висимости от высоты их формирования.

Атмосферные осадки.

1. Разделите атмосферные осадки на две группы:

а) жидкие осадки дождь, роса ;
б) твёрдые осадки снег, град, иней .

2*. Подсчитайте, сколько м3 воды выпало на 1 га земной поверхности, если толщина слоя осадков равна 10 мм.

3. По данным учителя составьте диаграмму количества осадков в своей местности.

4. По рисунку 81 учебника определите годовое количество осадков в городах Абердин, Аден и Владивосток и их распределение по сезонам. Ответьте на вопросы:

1) Что общего в географическом положении городов, указанных на рисунке?

Находятся на побережье.

2) Одинаково ли в этих городах годовое количество осадков?

3) В каком городе осадки выпадают равномерно в тече-ние всего года? Почему?

Абердин. Климат умеренный морской. Режим выпадения осадков равномерный, западный пеернос воздуха. Частые циклоны.

4) В каком городе большая часть осадков выпадает в летнее время? Почему?

Владивосток. Муссон приносит много испарившейся воды.

5) В каком городе выпадает мало осадков? Почему?

Аден. Аравийский полуостров находится не в субтропическом поясе, а именно в области пустынного тропического климата, поэтому там жарко, а осадки выпадают очень редко.

Сделайте вывод, от чего зависит годовое количество осадков и их распределение по сезонам

5. Зачем измеряют высоту снежного покрова?

Для измерения количества выпавших осадков.

Погода.

1. Благоприятные, с вашей точки зрения, явления погоды подчеркните прямой линией, неблагоприятные — вол-нистой (прим.: здесь не отмечено никакой линией):

буря, дождь , град, туман , ураган, снегопад , метель, гроза, роса .

2. Назовите явления, характеризующие погоду.

Температура воздуха, давление, направление ветра, влажность воздуха.

3. Укажите причины изменения погоды.

1) Изменение навправления ветра.

2) Смена времен года.

4. Дайте описание погоды сегодняшнего дня, показав взаимосвязь между её явлениями.

5. Пользуясь своим дневником наблюдений за погодой, сделайте краткое описание погоды за любой месяц.

Климат.

1. Выясните по тексту учебника, какие сведения необхо-димо иметь для характеристики климата.

Наблюдения за погодными условиями на протяжении нескольких лет.

2*. Составьте характеристику климата своей местности по плану:

1) средние многолетние температуры января;
2) средние многолетние температуры июля;
3) годовая амплитуда температуры;
4) самая высокая температура за все время наблюдений.

3*. Пользуясь сведениями о климате своей местности, заполните таблицу "Сроки наступления времен года и их продолжительность".

Распределение солнечного света и тепла на Земле.

1 На рисунке 30 подпишите экватор, Северный тропик, Южный тропик, Северный Полярный круг, Южный Полярный круг.

2. Подчеркните на рисунке 30 даты, для которых показано освещение Земли.

3. Изучите материал учебника и заполните таблицу.

4. Заполните таблицу.

5. Дополните предложение.

Солнце на экваторе бывает в зените в дни равноденствия . От нашего населенного пункта до Северного полюса... км, до экватора... км, до Северного полярного круга... км, до Северного тропика... км. (Все расстояния определите с помощью градусной сетки).

Границы тропического пояса освященности проходят по северному и южному тропикам .

Нраница между полярным и умеренным поясом освященности проходит по северному и южному полярным кругам .

Причины, влияющие на кимат.

1. По данным рисунка 90 учебника:

а) постройте графики изменения средних июльских и средних январских температур в России при движении с запада на восток;

б) постройте диаграмму изменения годового количества осадков в России при движении с запада на восток.

Сделайте вывод о причинах изменения январских и июльских температур и годового количества осадков с запада на восток России.

Западная часть обогревается за счет Гольфстрима, центральная подвержена влиянию Антарктики, Восток находится в зоне морского климата.

2. Заполните таблицу, харакетризующую морской и континентальный климаты.

3. Определите:

а) в каком поясе освященности находится ваша местность;

б) к какому типу климата относится климат вашей местности.

Назовите особенности климата вашей местности и объясните их.

Цели урока:

  • Выявить причины годового колебания температуры воздуха;
  • установить взаимосвязь между высотой Солнца над горизонтом и температурой воздуха;
  • использование компьютера как техническое обеспечение информационного процесса.

Задачи урока :

Обучающие:

  • отработка умений и навыков для выявления причин изменения годового хода температур воздуха в разныхчастях земли;
  • построение графика в Excel.

Развивающие:

  • формирование умений у учащихся составлять и анализировать графики хода температур;
  • применение программы Excel на практике.

Воспитательная:

  • воспитание интереса к родному краю, умение работать в коллективе.

Тип урока : Систематизация ЗУН и применение компьютера.

Метод обучения : Беседа, устный опрос, практическая работа.

Оборудование: Физическая карта России, атласы, персональные компьютеры (ПК).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

Учитель: Ребята, вы знаете, что чем выше Солнце над горизонтом, тем больше угол наклона лучей, поэтому сильнее нагревается поверхность Земли, а от нее и воздух атмосферы. Давайте рассмотрим рисунок, разберем его и сделаем вывод.

Работа учеников:

Работа в тетради.

Запись в форме схемы. Слайд 3

Запись текстом.

Нагревание земной поверхности и температура воздуха.

  1. Земная поверхность нагревается Солнцем, а от нее нагревается воздух.
  2. Земная поверхность нагревается по-разному:
    • в зависимости от разной высоты Солнца над горизонтом;
    • в зависимости от подстилающей поверхности.
  3. Воздух над земной поверхностью имеет разную температуру.

Учитель: Ребята, мы часто говорим, что летом жарко, особенно в июле, а холодно в январе. Но в метеорологии, чтобы установить, какой месяц был холодным, а какой теплее, вычисляют по среднемесячным температурам. Для этого необходимо сложить все среднесуточные температуры и разделить на число суток месяца.

Например, сумма среднесуточных температур за январь составила -200°С.

200: 30 дней ≈ -6,6°С.

Наблюдая за температурой воздуха в течение года, метеорологи выяснили, что самая высокая температура воздуха наблюдается в июле, а самая низкая – в январе. А мы с вами тоже выяснили, что самое высокое положение Солнце занимает в июне -61° 50’, а самое низкое – в декабре 14° 50’. В эти месяцы наблюдается самая большая и самая маленькая продолжительность дня – 17 часов 37 минут и 6 часов 57 минут. Так кто же прав?

Ответы учеников: Все дело в том, что в июле уже прогретая поверхность продолжает получать хотя и меньшее, чем в июне, но еще достаточное количество тепла. Поэтому воздух продолжает нагреваться. А в январе, хотя приход солнечного тепла уже несколько увеличивается, поверхность Земли еще очень холодная и воздух продолжает от нее охлаждаться.

Определение годовой амплитуды воздуха.

Если найти разницу между средней температурой самого теплого и самого холодного в году месяца, то мы определим годовую амплитуду колебаний температуры воздуха.

Например, средняя температура июля +32° С, а января -17°С.

32 + (-17) = 15° С. Это и будет годовая амплитуда.

Определение среднегодовой температуры воздуха.

Для того чтобы найти среднюю температуру года, необходимо сложить все среднемесячные температуры и разделить на 12 месяцев.

Например:

Работа учащихся: 23:12 ≈ +2° С- среднегодовая температура воздуха.

Учитель: Также можно определить многолетнюю t° одного и того же месяца.

Определение многолетней температуры воздуха.

Например: средняя месячная температура июля:

  • 1996 год - 22°С
  • 1997 год - 23°С
  • 1998 год - 25°С

Работа детей: 22+23+25 = 70:3 ≈ 24° С

Учитель: А теперь ребята найдите на физической карте России город Сочи и город Красноярск. Определите их географические координаты.

Учащиеся по атласам определяют координаты городов, один из учащихся на карте у доски показывает города.

Практическая работа.

Сегодня на практической работе, которую вы выполняете на компьютере, вам предстоит ответить на вопрос: Совпадут ли графики хода температур воздуха для разных городов?

У каждого из вас на столе листок, на котором представлен алгоритм выполнения работы. В ПК хранится файл с готовой к заполнению таблицей, содержащей свободные ячейки для занесения формул, используемых при расчете амплитуды и средней температуры.

Алгоритм выполнения практической работы:

  1. Откройте папку Мои документы, найдите файл Практ. работа 6 кл.
  2. Внести значения температур воздуха в г. Сочи и г. Красноярск в таблицу.
  3. Постройте с помощью Мастера диаграмм график для значений диапазона А4: М6 (название графику и осям дайте самостоятельно).
  4. Увеличьте построенный график.
  5. Сравните (устно) полученные результаты.
  6. Сохраните работу под именем ПР1 гео (фамилия).
месяц Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сент. Окт. Нояб. Дек.
г. Сочи 1 5 8 11 16 22 26 24 18 11 8 2
г. Красноярск -36 -30 -20 -10 +7 10 16 14 +5 -10 -24 -32

III. Заключительная часть урока.

  1. Совпадают ли у вас графики хода температур для г. Сочи и г. Красноярска? Почему?
  2. В каком городе отмечаются более низкие температуры воздуха? Почему?

Вывод: Чем больше угол падения солнечных лучей и чем ближе город расположен к экватору, тем выше температура воздуха (г. Сочи). Город Красноярск расположен от экватора дальше. Поэтому угол падения солнечных лучей здесь меньше и показания температуры воздуха будет ниже.

Домашнее задание: п.37. Построить график хода температур воздуха по своим наблюдениям за погодой за январь месяц.

Литература:

  1. География 6кл. Т.П. Герасимова Н.П. Неклюкова. 2004.
  2. Уроки географии 6 кл. О.В.рылова. 2002.
  3. Поурочные разработки 6кл. Н.А. Никитина. 2004.
  4. Поурочные разработки 6кл. Т.П. Герасимова Н.П. Неклюкова. 2004.

1. На рисунке 25 в виде диаграммы представлен газовый состав атмосферы Земли. Подпишите названия газов и их долю в составе воздуха (в процентах).

2. Какова роль некоторых газов воздуха для жизни на Земле? Заполните таблицу 13.


3. Каково значение атмосферы для Земли? Дополните схему 17.


4. На рисунке 26 подпишите слои атмосферы и укажите высоту их верхних границ.


5. Отметьте характеристики тропосферы красным карандашом, стратосферы - синим.


6.Выберите правильный вариант ответа.
При подъёме вверх на каждый километр температура воздуха в тропосфере понижается на:
в) 6 °С.

7. Какова температура воздуха за бортом самолёта, если высота полёта 7 км, а температура у поверхности Земли +20 °С?
Узнаем, на сколько изменится температура воздуха:
7 км * 6° = 42°
Какая температура на высоте?
+20°-42°= - 22°

8. Можно ли в горах на высоте 2,5 км встретить летом ледники, если у подножий гор температура +25 °С? Почему?

Нет, так как горы невысокие, а температура воздуха у подножия большая.
2,5 * 6 =15°
25 – 15 = +10°

9. Подпишите на рисунке 27 сезоны года в каждом полушарии в зависимости от положения Земли на орбите вокруг Солнца.


10. Пользуясь рисунком 28 (а и б), ответьте на вопросы.


а) Под каким углом падают солнечные лучи на разных широтах? Заполните таблицу 14.


б) Какому сезону года - зиме или лету - соответствуют рисунки 28, а и 28, б? (Определите для Северного и Южного полушарий.)


11. Выберите правильный вариант ответа.
Параллель, на которой солнечные лучи падают отвесно один раз в год - 22 июня, называется:
в) Северным тропиком (23,5° с. ш.).

12. Параллель, на которой один раз в год - 22 июня бывает полярная ночь, называется:
г) Южным полярным кругом (66,5° ю. ш.).

13. Закрасьте на рисунке 29 жаркий пояс освещённости красным карандашом, умеренные пояса - зелёным, холодные - голубым.


14. Закончите предложение.
Разница между самыми низкими и самыми высокими показателями температуры называется амплитудой температур.

15. Пользуясь данными таблицы 15, вычислите средние годовые температуры воздуха и годовую амплитуду температур для городов Санкт-Петербург и Сочи.


16. Пользуясь данными таблицы 16, постройте график годового хода температуры воздуха (рис. 30).


Ответьте на вопросы.
а) Какой месяц на этой территории самый холодный, а какой - самый тёплый?

Самый холодный – январь. Самый теплый – июль.
б) В каком полушарии находится данная территория - в Северном или Южном?
В Северном, так как в летние месяцы температуры воздуха выше.
в) В каком поясе освещённости - жарком, умеренном или холодном - находится территория?
В умеренном.

17. Закончите предложение.

Линии на картах, соединяющие точки с одинаковой средней температурой воздуха за определённый промежуток времени, называются изотермами.

18. Заполните таблицу 17, вычислив относительную влажность воздуха.


19. Пользуясь рисунком 89 учебника, ответьте на вопросы.
а) Какова относительная влажность воздуха, если абсолютная составляет 3,6 г в 1 м3 при температуре +10°С?
При +10°С в воздухе может удержаться 9 г воды, а 3,6 г составляет 40%.
б) Сколько граммов воды выделится из 1 м3 насыщенного водяным паром воздуха с температурой +20 °С при его охлаждении до 0 °С?
При +20 °С в воздухе -17 г воды, при 0 °С – 5 г. 17-5=12(г)
в) Сколько граммов воды может дополнительно поглотить 1 м3 насыщенного водяным паром воздуха с температурой +10 °С, если его нагреть до +30 °С?
При +10 °С в воздухе 9 г воды, при 30°С – 30 г.
30 – 9 = 21 (г)
20. Пользуясь рисунком 89 учебника, вычислите абсолютную влажность воздуха, если его относительная влажность составляет 30% при температуре +10 °С.
При +10 °С в воздухе содержится 9 г воды. 30% от 9 составляет 2,7 г.

21. На схеме 18 с помощью стрелок установите соответствие между понятиями и их определениями.


22. Определите, какие типы облаков изображены на рисунке 31 цифрами 1-3.
1. Слоистые
2. Перистые
3. Кучевые

23. На схеме 19 с помощью стрелок установите соответствие между степенью облачности и условными знаками, которые применяют для обозначения облачности в дневниках наблюдений за погодой.


24. Подпишите, какие виды осадков обозначены различными условными знаками на рисунке 32.


25. Пользуясь данными таблицы 18, постройте на рисунке 33 столбчатую диаграмму распределения осадков по месяцам года и подсчитайте годовое количество осадков.


26. Закончите предложение.
Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы, называется атмосферным давлением.

27. Атмосферное давление измеряют с помощью:

в) барометра.

28. Какие причины, влияющие на атмосферное давление, вы знаете? Дополните схему 20.


29. Определите относительную высоту холма, если у его подножия атмосферное давление 750 мм рт. ст., а на вершине - 745 мм рт. ст.
Находим разность давления 750 – 745=5(мм рт. ст.)
10,5*5 =52 (м)

30. Закончите предложение.
Атмосферное давление уменьшается при подъёме вверх, потому что уменьшается вес столба воздуха, который давит на земную поверхность.

31. Закончите предложение.
Атмосферное давление уменьшается при повышении температуры и увеличивается при её понижении, потому что при нагревании воздух расширяется, становится легким и давит на поверхность с меньшей силой. При охлаждении он сжимается, становится более тяжелым, и давление возрастает.

32. Выберите правильный вариант ответа.
Ветром называется движение воздуха:
в) вдоль земной поверхности из области высокого давления в область более низкого давления.

33. Пользуясь данными наблюдений за направлением ветра в течение месяца, представленными в таблице 19, постройте на рисунке 34 розу ветров.


34. По рисунку 35 определите, над каким участком земной поверхности (А или Б) атмосферное давление выше зимой, а над каким - летом.


35. Обозначьте на рисунке 36 (а и б) стрелками направление ветра.


Этот ветер называется бриз.
1. Зимой давление выше над участком А
2. Летом давление выше над участком Б.
Почему?
Летом континент нагревается быстрее, над ним формируется область низкого давления, океан нагревается медленнее, поэтому над ним область высокого давления. Зимой наоборот.

36. Выберите правильный вариант ответа.
Ветры, образующиеся на побережьях морей и океанов и меняющие направление на противоположное два раза в год, называются:
б) муссонами.

37. Какое значение для природы имеют муссоны, которые зимой дуют с континентов на океаны, а летом - с океанов на континенты?
Летние муссоны приносят с океана много осадков, что благоприятно сказывается на растительном мире. Зимний муссон приходит с континента и приносит похолодание и сухость.

38. Рассмотрите рисунок 37.


У какого из ветров (А или Б) скорость выше? Почему?
Скорость ветра будет выше у ветра А, потому что у него больше разница давления.

39. Выберите правильный вариант ответа.
Состояние атмосферы в данное время в данном месте называется:
в) погодой.

40. Какие элементы погоды и единицы их измерения вы знаете? Заполните таблицу 20.


41.Назовите главные причины разнообразия и изменчивости погоды. Дополните схему 21.


42. Отметьте красным карандашом характеристики воздушной массы, сформировавшейся над Северным Ледовитым океаном, а синим - над тропической пустыней Сахара.


43. Закончите предложение.
Характерный для территории многолетний режим погоды называется климатом.

44. Пользуясь климатической картой мира (рис. 109 учебника), заполните таблицу 21.


45. Какие опасные атмосферные явления вы знаете? Заполните таблицу 22.


46. Каковы главные источники загрязнения атмосферы? Дополните схему 22.


47. Чем опасно повышение содержания углекислого газа в атмосфере?
Увеличение содержания углекислого газа приводит к возникновению парникового эффекта, а это в свою очередь к повышению температуры, таянию ледников, повышению уровня Мирового океана, исчезновения некоторых видов животных, повышение заболеваемости среди людей.

Почему происходит смена времен года?

Смена времен года происходит из-за вращения Земли вокруг Солнца.

Какое время года в южном полушарии, когда у нас лето?

Когда у нас лето, в южном полушарии – зима.

Почему времена года в Северном и Южном полушариях не совпадают?

Времена года в Северном и Южном полушариях не совпадают, потому что земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом. При движении Земли вокруг Солнца разные территории получают разное количество тепла.

Вопросы и задания

1. Как изменяется количество тепла, получаемое земной поверхностью, с изменением широты?

Количество тепла, получаемое земной поверхностью, уменьшается в направлении от экватора к полюсам.

2. По рисунку 109 сравните среднюю годовую температуру на севере и юге Евразии?

Среднегодовая температура на севере Евразии -100С, на юге - +200С. Таким образом на юге материка теплее на 300С.

3. Что такое тропики и полярные круги. Какая у них широта?

Северный и Южный тропики - это параллели 23,5° с. ш. и 23,5° ю. ш., на каждой из которых солнечные лучи падают отвесно по одному разу в год - 22 июня и 22 декабря. Северный и Южный полярные круги - это параллели 66,5° с. ш. и 66,5° ю. ш., на которых по одному разу в год (22 декабря и 22 июня) бывает полярный день и полярная ночь.

4. Назовите даты летнего и зимнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий?

Летнее солнцестояние – 22 июня, зимнего – 22 декабря. Весеннее равноденствие – 21 марта, осеннего – 23 сентября.

5. Сколько раз в году и в какие дни солнечные лучи падают отвесно на экватор, на тропики?

Солнечные лучи падают отвесно на экватор в дни равноденствий – 21 марта и 23 сентября. В зените Солнце над Северным тропиком 22 июня, над Южным тропиком – 22 декабря.

6. Где можно наблюдать полярный день и полярную ночь? Какова их минимальная и максимальная продолжительность?

Полярные дни и ночи наблюдаются в холодных поясах. Летом во время полярного дня солнце не скрывается за горизонтом, но его лучи лишь скользят по поверхности, слабо нагревая ее. Зимней полярной ночью солнце вообще не появляется над горизонтом. Продолжительность полярных дней и ночей увеличивается от полярных кругов к полюсам. На самих полярных кругах она равна одним суткам, а на полюсах - шести месяцам.

7. На какие пояса, тропики и полярные круги делят поверхность Земли? В каких поясах находится территория России?

Из-за неравномерного распределения поступающего от Солнца света и тепла земную поверхность разделяют на пять поясов освещенности – жаркий, два умеренных, два холодных. Границами между ними служат тропики и полярные круги. Территория России находится в умеренном и холодном поясах.

8. Почему в Санкт-Петербурге в начале лета бывают белые ночи?

Этот город размещен на 60 параллели, что на шесть градусов отдаляется на юг от местоположения Северного Полярного круга. Это условная отметка, где в летний период наступает полярный день. В это время солнце почти не заходит за горизонт. Причина такого явления заключается в наклоне оси Земли к орбите. В летнее время Северное полушарие Земли наклонено к Солнцу, чем и объясняется очень длинный день в конце первого летнего месяца в северных широтах. Солнце, только успев спрятаться за горизонт, начинает опять из-за него выходить. Вот почему в Санкт-Петербурге белые ночи.



В продолжение темы:
Роды

В дни, когда под запретом мясо, раздумья на тему, что приготовить на ужин постного, зачастую становятся весьма мучительными. Особенно в том случае, если пост продолжительный....

Новые статьи
/
Популярные